Дворцовый переворот (04.09.2012)

   
   

Путевой дворец может быть переименован

"Екатерининский дворец и Речной вокзал - символы нашего города, и терять их - непозволительная роскошь!" - уверена Татьяна Куюкина, директор Тверской областной картинной галереи, заслуженный работник культуры, член Союза художников России.

Эпопея вокруг реставрации знаменитого Императорского дворца затянулась на долгие годы. И лишь после того как был получен кредит Всемирного банка, наши власти от слов перешли к делу: выбран подрядчик, памятник архитектуры огородили со всех сторон, и начались реконструкционные работы. Каким будет дворец и почему его так долго не приводили в порядок, об этом и не только мы беседуем с Татьяной Савватеевной - человеком, всей душой переживающим за реставрацию уникального памятника архитектуры.

Наша гордость

- Мы все очень долго ждали момента, когда начнётся реставрация дворца - главной достопримечательности столицы Верхневолжья. В 2015 году, когда ремонт должен быть завершён, что мы увидим, придя на Соборную площадь? Как изменится дворец?

- Реставрационные работы уже идут полным ходом, и, когда всё завершится, дворец предстанет в новом свете. В нём расположится экспозиционные залы картинной галереи, гулять по которым можно будет, как по Эрмитажу. А в парадной анфиладе мы покажем сохранившуюся отреставрированную дворцовую мебель и другие предметы дворцового быта. Главная наша задача - превратить Путевой дворец в Императорский, каким он был исторически. Ведь Путевой - это его советское название, и оно снижает историко-художественный уровень здания. Думаю, отчасти поэтому к нему не было должного внимания, ведь Путевых дворцов в стране было немало, сделаны они преимущественно по типовым проектам. Нашим же дворцом занимались архитекторы первой величины, такие как Никитин, Казаков, Росси, Резанов. И это единственный Императорский дворец, сохранившийся на сегодняшний день в российской провинции.

Ещё одна наша идея - открыть как можно больше дворцовых пространств для посещения. Мы сможем показать весь ансамбль в целом: убранство комнат, сад, который также будет воссоздан в соответствии с историческими данными, появятся новые экспозиционные отделы, например об истории дворца.

- Почему же так долго не могли начать реставрацию? В чём причина? Только ли в недостатке финансирования?

- Реставрация оценивается в миллиарды рублей, а выделялось на неё суммы совсем другого порядка. Но не только это было камнем преткновения. Главная проблема - фундамент. Из-за скопления большого количества грунтовых вод, он стал подвижным, что сказывалось на состоянии всего здания. Но, как мне кажется, в начале реставрации не было ясного понимания этой ситуации. Работа с фундаментами - это финансово затратное мероприятие, требующее колоссальных вложений, а также освобождённого здания. Только в 2010 году было приняты новые концептуальные решения, в том числе касающиеся не только дворца, но и дворцового ансамбля в целом.

А через год областные власти подписали соглашение с Всемирным банком, который выступил инвестором проекта.

- Но из-за чего памятник федерального значения вообще пришёл в такое безобразное состояние?

- Последнюю комплексную и весьма качественную реконструкцию дворец пережил в 1940-х годах. Начиная с февраля 1917 года, в его помещениях располагалось много разных организаций, у дворца не было одного хозяина. В одни руки он перешёл в конце 1996 года, и тогда окончательно определилась его функция как художественного музея. Мировой опыт использования таких памятников архитектуры подсказывает, что именно такое функционирование позволяет сохранить их надолго и наиболее гармонично презентовать.

Край вдохновения

- В Твери есть ещё один наболевший вопрос: что делать с Речным вокзалом? Он тоже стал одним из символов нашего города и также разрушается. Каково ваше мнение на этот счёт?

- Речной вокзал - одно из самых красивых зданий Твери, причём стоящее в ключевом месте. Он очень важен для имиджа города, для организации волжской панорамы, и оставлять его в том виде, в котором он сейчас, недопустимо. Здание непременно надо реставрировать, на мой взгляд - любой, пусть даже большой ценой. К сожалению, Речной вокзал находится ещё в более сложном состоянии, чем наш дворец, потому что стоит на низком берегу Волги, и его фундамент подвергается ещё более серьёзным воздействиям.

Такие здания советской эпохи, как Речной вокзал, кинотеатр "Звезда", Дом ворошиловского стрелка (коричневое здание у Нового моста), Леонидовский дворец пионеров, Дворец культуры "Металлист" должны быть обязательно сохранены. Они - знаки своего времени. Мы просто не можем их потерять, как не можем потерять исторический облик набережной Волги - это лицо нашего областного центра.

- А как вы относитесь к идее открытия в здании Речного вокзала Центра современного искусства? Ведь было много противников этого проекта.

- А я считаю - это отличная идея! В Верхневолжье должно развиваться и искусство, продолжающее классическое направление и экспериментальное. Появление нового художественного языка не противоречит бережному отношению к прошлому, более того, они могут мирно или дисскуссионно сосуществовать, провоцируя интерес друг к другу. И на выставках Центра были экспонаты, которые, пройдя свой путь, может быть, попадут потом в музейные собрания. Если у молодёжи не будет возможности творчески реализовывать себя в родном городе, она начнёт уезжать отсюда, и тогда Тверь рискует превратиться в город пенсионеров. Соблюдение баланса между прошлым, настоящим и будущим - это вопрос грамотной государственной и региональной политики в социальной сфере.

- Если сравнить уровень культурного наследия в нашем регионе с другими городами, то какое место мы займём?

- В плане изобразительного искусства Тверская область, на мой взгляд - третий по значимости регион России. Почему так часто сюда обращались взоры художников? В частности, из-за удобного расположения нашего города между двух столиц. Поэтому в наших краях так много прекрасных дворянских имений, в которых обязательно были произведения искусства, а во многих и целые картинные галереи.

В Верхневолжье на протяжении многих веков возникали художественные центры, которые имели не местное, а общерусское значение. Академическая дача им. Репина, Венециановская школа, удомельская дача "Чайка". Так, "Девушка, освещённая солнцем" написанная Серовым в Домотканово, считается первой картиной русского импрессионизма, а по левитановским пейзажам можно представить образ Тверского края, так как большинство из своих наиболее известных полотен он написал в Тверской губернии. Так что нам есть чем гордиться.

Смотрите также: