Примерное время чтения: 8 минут
546

Утрата доверия. Писательница о русской литературе, ее читателях и проблемах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ в Твери 01/03/2017
Наталья Лебедева / Из личного архива

«Бульварной литературы всегда было много. Как бы мы ни противились, она будет жить всегда. Для многих такое чтиво - способ отвлечься от реальности. У людей слишком много проблем, нагружать себя тяжёлой «пищей» они не хотят», - говорит известная в России тверская писательница Наталья Лебедева

Наталья пишет современную прозу и качественное фэнтези. Её произведения продаются по всей стране и выигрывают престижные национальные премии. Лебедева не раз получала награду «Рукопись года». В преддверии Дня писателя, который празднуется 3 марта, автор рассказала в интервью «АиФ в Твери» о современных книгах и тех, кто их читает. 

Досье
Наталья Лебедева. Родилась в 1977 г. в Калинине. Окончила Тверской государственный университет. Писатель, сценарист, старший научный сотрудник Тверской областной картинной галереи. Лауреат премии "Рукопись года". Замужем, двое детей.

Для галочки 

Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Два года назад в стране начали проводить Всероссийский конкурс «Самый читающий регион». Недавно на нем отметили и Тверскую область. Мы правда так преуспели? Как вы относитесь к такого рода конкурсам?

Наталья Лебедева: Боюсь, это очередной способ отчитаться, поставить галочку. Количество окололитературных мероприятий, по которым судили о регионах, не определяет начитанность. Вот 2015-й был Годом литературы, а толку? Чтение - живой процесс. Интерес к нему появляется не по указке сверху, а идёт от самого человека, его семьи, окружения. Никакие официозы тут не помогут. 

- Несколько лет назад по центральной России прокатилась волна оптимизации: вслед за школами и больницами под замком навсегда оказались десятки сельских библиотек. Разве это правильно?

- Конечно, нет! Библиотека - больше, чем просто помещение, где выдают книги. Это место общения. Я часто бываю в небольших библиотеках, расположенных в микрорайонах. Туда часто приходят пенсионеры, чтобы взять любимый журнал, роман, а главное - поговорить друг с другом. Там проходят творческие встречи, важные даже для горожан. Что уж говорить про деревни, где библиотеки - порой единственный очаг культуры! Когда на селе закрываются клубы, кружки, что остаётся? Ни одно общество не может без культуры. Человеку нужно творить, размышлять, но его этого лишают. Это противоречит высоким призывам повышать культуру населения, не находите?

Бульварные толки 

- В советские годы за книгами буквально охотились, их было трудно достать. Сегодня на полках лежат издания на любой вкус, но читателей стало меньше. Почему? 

Факт
Наталья Лебедева - соавтор сценария к фильму об обороне Калинина «Прощаться не будем».
- Самая большая «яма» в литературном деле - потеря доверия. Это тянется с 1990-х годов, когда книги в стране перестали быть дефицитом. На рынок разом хлынули все произведения - и новые, и те, что долго были табу. Тогда же активизировались литературные «негры», некоторые романы писались буквально за ночь. Отбора не было вовсе. Какое тут качество? Недавно я открыла книгу, изданную в те годы. Там столько опечаток, что сложно понять смысл написанного. Но даже книги такого ужасного качества тогда скупали. Люди, словно голодающие, которым долгое время не давали пищу, поглощали всё подряд, не задумываясь о вкусе. Но к середине 2000-х народ «наелся». Возник кризис между издателем, насыщающим рынок чем попало, и читателем, которого уже не устраивало то, что ему подсовывают. 

Сейчас ситуация изменилась. Однако в обществе остались стереотипы, что современная отечественная литература не может быть хорошей. Это не так. Книг сегодня много - и хороших, и плохих. Обороты набирает движение буктьюберов - ребят, которые делают книжные обзоры в сети. Зачастую это совсем юные парни и девушки. Представляете, сколько им надо прочесть для обзора? Да, интернет и телевидение вытеснили книгу как досуг. Но не для всех, а для аудитории, которой важнее развлечение. 

Низкопробных произведений всегда было много. Во времена Пушкина, поверьте, тоже существовала армия бульварных сочинителей.

- Глядя, как люди скупают разное чтиво, скептики говорят, что у отечественной литературы нет будущего. Где новые «Пушкины»?

- Низкопробных произведений всегда было много. Во времена Пушкина, поверьте, тоже существовала армия бульварных сочинителей. Их книгами с нелепыми названиями зачитывались дамы. Современный рынок также полон быстропекущимися «блинами». Для многих такое чтиво - способ отвлечься. Помню, как одна женщина, прочитав мой роман, гневно написала: «У меня и так куча проблем, а вы только всё обостряете». Многим нужны лёгкие произведения, которые не заставляют задумываться о неустроенности жизни. Просто люди стесняются признаться в своих вкусах: читать такие книги считается моветоном. 

Проблем с выбором на самом деле сегодня нет. Нужно что-то глубокое? Ищи и найдёшь. Некоторые современные авторы со временем могут стать такими же классиками, как Достоевский или Чехов. В золотой фонд страны уже входят произведения наших современниц - Татьяны Толстой и Людмилы Улицкой. Один из самых сильных писателей современности - Алексей Иванов, автор «Географ глобус пропил». Недавно вышел «Лавр» Водолазкина - сильная вещь. Киньте в соцсетях пост, спросите, что почитать - вам десяток названий точно подскажут. 

- Вы пишите серьёзные и довольно мрачные произведения. Что хотите сказать читателю?

- Мои книги - это триллеры. В них затрагиваю проблемы, актуальные для современного общества. Так, в «Театре черепаховой кошки» мои герои - мама, папа и дочь - в какой-то момент отдаляются друг от друга и попадают в опасную переделку. Этого бы не случилось, будь они вместе. Такое действительно происходит сплошь и рядом. Мы сами загоняем себя в угол, потому что не доверяем другим, плохо думаем о них, боимся попросить о помощи. Перестали верить не только чужим, но даже родным. В «Крысиной башне» показываю изнанку телевидения: как создаются массовые шоу, как нами манипулируют, обманывают. Некоторые диалоги взяла из реальной жизни. Лично слышала, как продюсеры при подготовке шоу говорили: «Наш зритель - идиот» и просили писать сценарий проще. Я с этим не согласна и, к счастью, ни разу не участвовала в подобных позорных проектах. 

Книга сама по себе не растит человека. Скорее, она достаёт из него то, что уже есть

Книгу? Фигу! 

- После ужесточения закона об авторских правах из общего доступа удалили многие песни, фильмы, книги. Но покупать легальное людям, честно говоря, накладно…

- Ограничение бесплатного доступа - возможность защитить писателя от пиратства. Особенно это важно для начинающих авторов. Издатель берёт произведения, за которые публика готова платить. Раскрученному писателю проще: его книги купят, даже если их можно скачать бесплатно. Но кто выложит деньги за неизвестного автора, если многое можно читать на халяву? 

Почему-то считают, что писатель - не профессия. Но на самом деле это дикий труд, требующий полной отдачи. Автор за него должен получать деньги. Хотя какие-то произведения, действительно, могут распространяться бесплатно: всё-таки у народа сегодня не так много денег. Компромиссом могли бы стать интернет-библиотеки. В тверской «горьковке», к примеру, по абонементу открывают доступ на «ЛитРес», откуда можно бесплатно скачать понравившуюся книгу. Система ещё не до конца отработана, но, думаю, это дело времени. Лично для себя решила, что свои ранее изданные книги буду постепенно выкладывать в сеть в открытом доступе. Приберегу для продажи только новинки. 

«Прививка» от пошлости 

- Современные дети книгам предпочитают гаджеты. Как увлечь ребёнка чтением? 

- Главное - специально не заставлять. Можно узнать, что интересует вашего ребёнка, и предлагать ему издания, где это затрагивается. В детстве родители - главный «фильтр». Именно они направляют ребёнка, учат его хорошему, дают «прививку» от пошлости и безвкусицы. С рождением первой дочери мы стали все вместе читать по вечерам. Сейчас ей 14 лет, уже есть вторая девочка, а традиция живёт до сих пор. Каждый вечер у нас есть повод собраться вместе. Чтение превращается в обсуждение проблем, которые затрагиваются в книге. Сложные вещи объясняем доступным языком.

Книга сама по себе не растит человека. Скорее, она достаёт из него то, что уже есть. Что вложили, то и получили! Дети воспринимают мир через взрослых, копируют нас, как зеркала. Если папа предпочитает только спорт, а мама - телесериалы, неужели вы думаете, что ребёнок начнёт читать классику? Дети следуют нашим примерам.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах