Из Москвы - в Москву

   
   

Успешный режиссёр Дмитрий Арсеньев променял столицу на глубинку

На пике своей карьеры коренной москвич Дмитрий Арсеньев бросил столицу и поселился близ деревни Москва Тверской области. Он был главным режиссёром трёх оперных театров, преподавал во ВГИКе и ГИТИСе. Был членом Коллегии Министерства культуры, организовывал культурную программу Олимпиады-80. Свою стометровую квартиру в центре мегаполиса мужчина без сожаления променял на избу, а телевизор и радио - на огород и корову.

"Пора жить!"

Густая борода, широкая рубаха и добродушная улыбка... Эдакий современный Лев Толстой, режиссёр Дмитрий Арсеньев вот уже который год живёт в глухой деревушке, где помимо его избы ещё пара ветхих домишек. Жильцов в деревне - раз-два, и обчёлся. Одни пенсионеры, не пожелавшие бросать родные края. Правда, Арсеньева сие безлюдье не смущает, скорее наоборот. Он как раз искал такое место, где от народа подальше да к лесу поближе.

Дмитрий давно отвык от городской суеты и, просыпаясь с первыми петухами, надевает потёртые штаны, рубашку и спешит во двор - заниматься хозяйством. Ещё вчера Арсеньев устраивал концерты, ставил ошеломляющую "Кармен" и был завсегдатаем светских вечеров. Сегодня же, повыше засучив рукава, он лихо вывозит навоз, вскапывает грядки и готовит сено на зиму. Дублёнка за несколько тысяч долларов мирно пылится в шкафу, ожидая своего часа. "Не дождётся!" - смеётся хозяин.

- Режиссер под коровой, гляньте-ка! - примерно так обращались ко мне местные и уж потом называли по имени, - улыбается Дмитрий. - Родные моего решения не поняли. С женой, к сожалению, разошлись. Не разделила она моей точки зрения. В городе вода горячая, унитаз, биде, а тут - колодец на улице, туалет из досок. Дети с бывшей супругой остались, а я осел тут. Даже не представлю, как обитал раньше в Москве. То время, где я городской, теперь воспоминание, от которого не по себе.

Решение переехать в глубинку к Дмитрию Арсеньеву пришло на пятом десятке жизни. Почти полвека он даже не задумывался, что можно жить как-то иначе.

- Мне было 45, когда в бесконечной беготне я вдруг на минуту остановился, задумался над своей жизнью. И ужаснулся, увидев, что произошло. ...Я прожил много, но оказался у разбитого корыта. Осознал, что бегу в кандалах по замкнутому кругу... Деньги, деньги, деньги... На тот свет не унесёшь, а зарабатывать хочется всё больше и больше... Вот так оглянешься однажды, а половина жизни, оказывается, прошла в погоне за чем-то... А когда же просто жить?

В избе - два рояля

Решив, что продолжаться так больше не может, режиссёр бросил всё и уехал в глушь. Искал место побезлюднее и остановился близ деревни со знакомым до боли названием - Москва. Местные власти отдали Дмитрию старую разрушенную школу. Арсеньев восстановил её своими руками, и вышла изба в 80 квадратных метров. Тут, в настоящем деревенском доме, есть то важное из прошлой жизни, от чего бывший режиссёр не смог отказаться: большая библиотека и два рояля. Классическая музыка собственного исполнения и чтение заменили телевизор и радио.

- Сейчас времени остаётся чуть больше, так как уже не так много живности в хозяйстве осталось. Раньше же вставал чуть свет и ложился не раньше полуночи.

Пока Арсеньев не обзавёлся собственным хозяйством, зарабатывать на жизнь ему приходилось своими руками. Он копал картошку для местных бабушек, ручным плугом перепахивал огороды, колол дрова, косил траву, строил избы и пас коз... Вдобавок устроился почтальоном, какое-то время преподавал в школе. На плаву удержался благодаря этому.

- Сельский человек уже с рождения знает, как надо ухаживать за скотиной, как ходить по хозяйству. А мне, городскому, пришлось всему учиться в ускоренном темпе. Я перечитал кучу литературы, спрашивал совета у бывалых крестьян. Они научили меня доить корову, запасать на зиму сено, обращаться с пчёлами и разводить кур. Не стану лукавить, сначала было тяжело, и даже умудрялся отлынивать от работы в своём же дворе. Но в деревне кто ленится, тот не ест, так уж повелось. Поэтому о своих городских замашках я быстро забыл и уже не испытывал ужаса, по колено провалившись в навоз.

Друзья Дмитрия, обеспеченные и известные люди, подумали было, что у Арсеньева всё это несерьёзно. Побудет в глуши - надоест, блажь пройдёт, плюнет он на это дело и вернётся в столицу. Но прошёл год, потом второй, а Дмитрий всё продолжал жить в деревне и заниматься сельским хозяйством.

- Как меня только не пытались переманить обратно! Предлагали преподавать в престижных вузах, ставить концерты, звали работать за большие деньги в Англию. И всё им было невдомёк, что человек может быть по-настоящему счастлив тут, в деревне, без метро, без горячей воды в квартире.

Периферия - единственный дом

Уговорить Дмитрия вернуться в столицу друзьям так и не удалось. Страница прошлого была навсегда перевёрнута. Погрузившись в простую деревенскую жизнь, вчерашний интеллигент стал простым мужиком-работягой.

- Интеллигент - не тот, кто имеет высшее образование, а тот, кто в трудную минуту готов протянуть руку помощи нуждающемуся. И не важно, холёная ли это рука или шершавая от мозолей. Поэтому очень не люблю, когда ругают нашу деревню. Мол, в глубинке все спились, остались пенсионеры и дегенераты. Неправда. В деревне живут добрые, отзывчивые люди. Кто-то пьёт, не без этого, но есть и те, кто готов работать, только бы государство хоть как-то помогло. Я заметил, что если раньше люди яростно стремились в крупные города, то сейчас пошла другая тенденция: всё больше и больше обитателей мегаполиса перебираются к нам, на периферию.

Для Арсеньева теперь периферия - единственный дом. Он снова женился, вдвоём с супругой продолжает налаживать крестьянский быт. Сейчас чета занялась разведением кур, на что уходит много сил и времени. А по выходным хозяева принимают гостей. К Арсеньевым часто приезжают дети и друзья - подышать чистым воздухом, попробовать настоящей, не магазинной еды. Некоторые знакомые, следуя примеру Дмитрия, тоже остаются жить в глубинке.

- Я здраво мыслю и понимаю, что не всем дано жить так, как живу я. И поэтому я не призываю людей бросать всё и сломя голову бежать в глухомань. Просто человек всегда ищет место, где ему будет хорошо. А уж город Москва это или деревня Москва - каждый выбирает сам.

Смотрите также: