Душевный перезвон

   
   

полковник Вячеслав Булойчик стал звонарём храма Трёх Исповедников

Когда заунывный, когда радостный и звонкий колокольный звон, словно бальзам на душу тверичан. Здесь, в храме Трёх Исповедников, уже много лет работает необычный звонарь - полковник запаса Вячеслав Булойчик.

Из наблюдателей - в дирижёры

Военный до мозга костей, он и подумать не мог, что однажды на многометровой высоте в его руках задушевным звоном зальются колокола. Причём так, что редкий прохожий не остановится, чтобы насладиться музыкой. Казалось бы, Вячеслав и в руках-то никогда не держал музыкальных инструментов. Ни песен не пел, ни музыку не сочинял. Но однажды, посетив село Кузнецово перед самой Пасхой, решил зайти в местный храм.

- А потом ноги сами понесли на колокольню, - улыбается Вячеслав. - Забрался туда - красота неописуемая, только вот досада - колоколов нет. И тогда подумал про себя: вот бы сюда эти самые колокола повесить, как бы было хорошо. С такими мыслями домой поехал. И даже на время забыл про это, а чтобы самому колокола делать, да ещё и звонарём стать, уж точно не думал.

Через время после визита Вячеслава в храм его жизнь начала меняться. Сначала на глаза стали попадаться книги о колоколах, о правилах звона, о церквях. А потом появилось и желание не просто быть наблюдателем, а настоящим дирижёром.

Мастерство оттачивал на кухне

Вячеславу так захотелось оснастить колокольню колоколами, что он решил отлить их сам. Сначала из воска сделал формы, а потом начал отливать их при помощи специальной печки. Первые колокола были небольшими, повесить их можно было разве что дома. Поэтому колокольчики переселились в квартиру Вячеслава, где он начал свои первые тренировки.

- Мастерство звонаря я оттачивал дома на кухне, - признаётся Вячеслав. - Повесил колокольчики, а чтобы соседям не мешать, облепил их воском, чтобы тот поглощал звук. И вот потихонечку, прогуливаясь по квартире, нет-нет да потяну за верёвочки, задрожат колокольчики, запоют. Вижу, что не так, брошу. Через время опять тянется рука. Так и учился, много литературы перечитал, у знающих людей спрашивал совета, вникал в процесс. И начало получаться.

Потом нашлись у Вячеслава соратники, люди, близкие по духу и увлечённые этим делом, и общими силами они отлили колокола для храма. Отвезли, повесили, и всё бы ничего, да появилась новая проблема.

- Теперь колокольня была, а звонаря не было, - разводит руками Вячеслав Булойчик. - Батюшка сказал: "А кто же звонить будет, надо искать звонаря". И вот я решился. Долго готовился, переживал, молился, получал благословение и... перед утренней службой поднялся на колокольню. От всей души зазвонил. Всё, как на духу, колоколам выложил. И вроде складно получилось. С тех пор я и нашёл своё призвание - стал звонарём. И жизнь переменилась: любил охоту и рыбалку, а теперь как отрезало. Иногда даже рыбу покупаю у рыбаков и выпускаю обратно в речку. Дома у нас всё полюбовно, с женой перестали ругаться. Супруга моё увлечение спокойно приняла, тоже стала интересоваться.

Колокола - мой образ жизни

Сейчас Вячеслав Булойчик звонит в храме Трёх Исповедников на набережной Афанасия Никитина. Но работу свою военную не оставил, находит время и преподавать в Военно-воздушной академии, и ходить в храм на службу, а после радовать прихожан и горожан колокольным звоном. И при этом считает, что секрет хорошего звонаря не в том, чтобы иметь исключительный слух, а в том, чтобы душа в унисон колоколам звучала.

- Колокольный звон надо любить, ведь это не просто музыка, через колокола со звонарём небеса говорят, - улыбается Вячеслав. - А вы думаете, я поднялся наверх и просто так трезвоню? Ну что вы, звонить не так-то просто. Это целая наука. К примеру, все колокола различаются по названию и по звучанию, и все они объединены в три группы. Самые большие с низким голосом называются благовестники. Самые маленькие - зазвонные. Веревки от их языков связаны для удобства одним узлом, а голоса их переливаются мягкими трелями. Средней величины же колокола - подзвонные А все вместе в добрых руках так славно поют, что наслушаться невозможно. Иногда хвораешь, поднимешься на колокольню одним, а спустишься - будто исцелился. На душе радостно и готов обнять весь мир!

Вячеслав Булойчик частенько ездит по храмам области и там с большим удовольствием звонит перед или после службы. А ещё с соратниками они стараются отлить колокола для храмов, в которых когда-то колокольни были разрушены, а колокола переплавлены на военные нужды.

- Если перестану звонить, душа замолчит, - признаётся Вячеслав. - Теперь это мой образ жизни. И как бы хотелось, чтобы, услышав звон колоколов, люди отвлеклись бы на минуту от мирской суеты, оглянулись бы по сторонам, вздохнули свободно и улыбнулись бы друг другу. Большей награды звонарю и не надо.

Смотрите также: