Люди этой профессии делают своим подопечным рентген, но это не медики. Они составляют пазлы, но не забавы ради. В их руках то и дело оказываются огромные тяжеленные утюги, но это вовсе не домохозяйки. Знакомьтесь, реставраторы Картинной галереи Императорского дворца.
Картины, как и люди, рождаются, живут, стареют. Но, к счастью, не умирают, потому что реставраторы вовремя приходят к ним на помощь.
Пазл из осколков краски
Первое же увиденное мной в реставрационной мастерской удивило - вдоль стены стояло огромное полотно, на сером фоне которого выделялись белые пятна утрат.
- Ой, картина погибла! - сокрушенно воскликнула я.
- Что вы! Она в полнее приличном состоянии. Вы не видели ее до того момента, когда мы её взяли на реставрацию! - заметила реставратор Светлана. Кузенко. - А теперь мы закрепили красочный слой, и она перестала осыпаться!
Светлана - искусствовед с дипломом МГУ, позднее ставшая профессиональным реставратором, рассказала мне, что это очень интересное панно. Его изображение никогда еще не публиковалось, так что широкой публике оно совершенно неизвестно. А пару веков назад было выставлено на всеобщее обозрение к приезду Екатерины II у триумфальных ворот. Подобных картин было написано немало, а сохранилась только эта. Два художника Казаков и Сержанцев изобразили императрицу в виде богини Минервы, которая неусыпно печётся о благе народа российского. Горожане ходили мимо этого рекламного щита, глазели на императрицу. Вот такая соцреклама 18 века!
Время - один из врагов живописных полотен: деформируется основа, на которой она написана, - дерево, картон, холст. Верхний лаковый слой может потемнеть или помутнеть. А грунт, на который нанесен красочный слой, потерять эластичность и пойти трещинами, на профессиональном языке реставраторов - кракелюрами. Точно так же, как трескается и заворачивается краска на старой раме окна, отслаиваясь от подгнившего, почерневшего дерева.
Картины видят насквозь
Совсем недавно реставраторы получили натюрморт кисти замечательного художника 20 века с очень трагичной судьбой Михаила Соколова. У полотна в некоторых местах полностью отвалилась краска. Эти мельчайшие кусочки размером 5 мм они тщательно собрали и составили из них на "облысевшем" месте пазл, а потом поставили что-то наподобие заплаток из папиросной бумаги. А огромные чугунные утюги служат прессами!
Рассматривая полотно с птицами, они заметили, что под слоем краски просматривается второй. Вот воротник, вот старинные ордена... Ничего больше рассмотреть невозможно. Это чуть позже, когда картину приведут в божеский вид, ее просветят... рентгеном. А еще картины смотрят под ультрафиолетом и инфракрасными лучами. И тогда узнают, что же скрывает более ранний слой.
Реставратор с 13-летним стажем Мария Сахно сейчас работает с пейзажем неизвестного французского художника 18 века. На фото видно, что когда-то небо над древним акведуком имело огромную утрату. Отсутствовала краска внизу полотна, да и всё оно было словно посечено мелкими царапинами. Маша закрепила краску, записала те места, на которых она отсутствовала, сохраняя манеру и приёмы живописца. На мой непрофессиональный взгляд, ничего не заметно! (открою секрет: это произведение, полностью отреставрированное, будет одним из экспонатов на выставке 18 мая, посвященный Дню музеев).
А бывает, что реставрация портит картину. За примером далеко ходить не нужно - полотно нашего земляка Григория Сороки, где он изобразил усадьбу в селе Островки, после поздних подмалёвок было невозможно узнать! Сейчас реставраторы трудятся над тем, чтобы вернуть его первоначальный вид.
Так что же мы видим на старых картинах? Искусную работу реставратора или всё же детище художника? Ответ таков: творение трех мастеров - автора картины, реставратора и времени, которое, изменяя внешне живописное полотно, придаёт ему благородный вид вещи, имеющей историю.
Смотрите также:
- Колонна милосердия. Доноры за год сдали более четырёх тонн крови →
- Варвары с большой дороги →
- В полном блеске →