В ЧЁМ МИССИЯ ПЕДАГОГА?

Хороший педагог не только научит грамоте, но и сформирует у ребенка правильные взгляды на жизнь © / Аргументы и Факты в Твери
Как будущее страны зависит от учителей и молодёжи?

Многие годы в образовании идут реформы: вводятся новые стандарты, объединяются учреждения, сокращаются одни предметы и появляются другие... К чему всё это приведёт? О. Иванова, Ржевский район

За каждым изменением - не только судьба каждого ребёнка, но и всего государства. Будущее страны напрямую зависит от тех, кто сегодня входит в классы и аудитории — учиться и учить. На прошлой неделе в Тверском филиале Московского гуманитарно-экономического института прошла Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая воспитанию детей и молодёжи. Поделиться опытом приехали ведущие педагоги страны, представители власти и Общественной палаты России.

С КЕМ ВЕСТИ ДИАЛОГ?

В 90-е годы система воспитания в стране оказалась в вакууме. Многие ориентиры терялись, поднимать эти вопросы было некому. Сейчас ситуация меняется. Какая у нас молодёжь, как она мыслит, что ей даёт школа, вуз и семья - эти вопросы волнуют государство и общество.
«Последние несколько лет только и слышно, что молодёжь не та. А что нужно сделать, чтобы она была «той»? Государство ставит глобальные задачи: прививать высокие ценности, возрождать национальную идею — патриотизм, - отмечает Александр БУТУЗОВ, член Общественной палаты России, председатель Общественного совета при Министерстве образования Тверской области, директор тверского филиала института.- В России принята стратегия воспитания, утверждены основы молодёжной политики. В декабре прошлого года Владимир Путин подписал закон «О стратегии национальной безопасности России». За неё, среди прочего, тоже отвечает воспитание подрастающего поколения. Теперь, опираясь на государственную поддержку в этом вопросе, мы должны добиться, чтобы каждая образовательная организация конкретизировала воспитательную деятельность, разработав концепцию воспитания, сориентированную на каждого ребёнка. Такая работа ужа началась по всей стране и в нашем регионе. Мы должны сделать всё, чтобы наша молодёжь стала ещё лучше, потому что от неё зависит будущее великой страны».
Эти задачи реализуются и в Верхневолжье. В регионе разработана стратегия воспитания до 2025 года. «Любая школа или вуз должны стать средой, где ребёнок может реализовать себя, -уверена Юлия КОВАЛЕНКО, заместитель министра образования Тверской области. - Воспитание детей -это стратегический общенациональный приоритет. Он требует объединения усилий власти, образовательных учреждений, общества и семьи. Последняя переживает кризис: искажаются идеалы, некоторые молодые пары уже не хотят иметь детей. Мы разработали единую концепцию семейных ценностей. Она поможет подготовить ребёнка к жизни, передать ему традиции своего народа».
Концепция разбита по возрастам - от 5 до 18 лет. В Верхневолжье её уже воплощают около 70% образовательных учреждений. Говорить об итогах рано, но на педагогическом форуме в Ставрополе проект получил высокую оценку от коллег из других регионов.

ЧЕМУ НАУЧИМ?

Волнует людей и качество образования. Современные школьники зачастую не знают азов истории. В диктантах по русскому языку, по данным Московского педагогического института, даже медалисты делают по 18 ошибок. Преподавателей завалили бумажной работой, идут сокращения в педагогических училищах. Престиж профессии падает: исследования Левада-центра показали, что лишь 10% выпускников после получения диплома хотят работать в школах.
«По многим вопросам образования и воспитания нужен честный, бескомпромиссный разговор. Проблемы требуют нетривиального решения, - говорит Владимир СОКОЛОВ-ХИТРОВО, профессор, почётный член Русского географического общества. - Уверен: нас ждёт не формальная реформа, а настоящее преобразование».
Выпустить не просто грамотных детей, но и сформировать у них правильные взгляды на жизнь, окружающих людей и события — это ещё одна задача, которая ложится на плечи педагога. «Казалось бы, всю информацию можно найти в интернете в два клика, но насколько она верна? Школа должна подать эти сведения так, чтобы заставить ребёнка мыслить, анализировать, что хорошо, а что плохо, - считает Ольга ЗАСЛАВСКАЯ, профессор Тульского государственного университета.- Учебные заведения в ответе за тех, кого и чему обучили. В них идёт становление личности детей. Всё, что происходит с ребёнком в школе или вузе, должно восприниматься им как путь к себе».

КОГО ВОСПИТАЕМ?

Примерами эффективного воспитания подростков на конференции назвали поисковое движение, кадетское образование, опору на духовно-нравственные ориентиры. «Увы, для большинства людей счастье — это возможность жить в своё удовольствие и развлекаться. Только к чему приведёт общество успешных потребителей? - задаётся вопросом Людмила МАЛЕНКОВА, профессор Московского государственного педагогического университета.- Не обогащайте детей формулами, лучше приобщайте их к прекрасному. Нельзя умалять значение музыки, искусства, литературы - всего, что формирует гармоничную личность. Эти ценности закладывают семья, школа, вуз, государство. Все должны работать в одной связке».
Многие участники высказались о воспитании как о факторе сохранения национальной безопасности. «Воспитание - великое дело, им решается участь человечества. Про русскую нацию всегда говорили, что её невозможно победить^ но можно внушить лживые ценности, и она сама себя разрушит. Сегодня мы стали гражданами мира, но перестали быть гражданами своей страны- отметила Людмила  СТРОГАНОВА преподаватель Московского педагогического университета. - Нужно растить личностей способных взять ответственность за себя и за страну. Это и есть гражданское воспитание. Это - миссия педагога».

КТО БУДЕТ НАСТАВНИКОМ?

Уникальность России прошлого века — в неповторимой системе образования. Формируя новые подходы, не стоит забывать, что мы остаёмся наследниками того бесценного опыта. О том, что в педагогике невозможно без наставничества, говорила Любовь ПАРФЁНОВА, Герой Социалистического Труда, наставник молодёжи России.
Хороший урок может преподать Алексей НОВИКОВ, отличник народного образования,заслуженный учитель. В своё время он построил несколько школ в Андреапольском и Пеновском районах, добился, чтобы в каждом колхозе появились детские сады. Сейчас ему 101 год, но он по-прежнему бодр, общается с молодёжью и педагогами.
«Я слежу за переменами в образовании. Раньше директор посещал по два школьных урока в день, наблюдал за работой учителей, наставлял. Теперь такого нет. А ведь надо учить не только детей, но и педагогов», -посетовал Алексей НОВИКОВ.
Колоссальный опыт миру оставил советский педагог Антон Макаренко. «Труды Антона Семёновича до сих пор представляют большую ценность. Ему удалось решить одну из важнейших проблем педагогики - приучить человека к ответственности, - сказала Татьяна КОРАБЛЁВА, президент Российской Макаренковской ассоциации. Но полностью копировать опыт прошлых лет - тупиковый вариант. Мы должны брать то лучшее, что было, и подстраивать под современные реалии, отвечать запросам нового поколения».
Разговор начистоту затронул всех, кто на себе испытывает изменения, происходящие в образовании. Тех, кто неравнодушен к своему делу, кому небезразлично будущее детей и страны.

КСТАТИ
На конференции также обсуждали:
■ методы педагогического мышления;
■ воспитание гражданственности через изучение русского языка, литературы, отечественной истории;
■ подготовку будущих педагогов.

ФАКТЫ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЮНЕСКО, ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИ XX ВЕКА -АМЕРИКАНЕЦ ДЬЮИ, НЕМЕЦ КЕРШЕНШТЕЙНЕР, РУССКИЙ МАКАРЕНКО И ИТАЛЬЯНКА МОНТЕССОРИ.

Топ 5 читаемых