В Кировской области этой весной активисты застелили ямы старыми коврами. В Нелидовском районе Верхневолжья разгневанные жители закрыли дыру на асфальте матрасом. До каких пор будем терпеть плохие дороги?
Н. Горелов, Калининский район
В Твери молодые ребята, не дожидаясь отмашки чиновников, своими руками ставят заплатки на асфальте. После работы они, вооружившись лопатами, отправляются на проблемные точки тверских дорог. Что делать с одной из главных российских бед, мы поговорили с Андреем Гредневым, организатором акции «Ямам нет».
За чей счёт?
- Андрей, зачем вам эти заботы, ведь ремонт дорог - прямая обязанность государства?
- По каждой яме чиновники организуют аукционы, выбирают подрядчика, всё это занимает время. Пока пройдут процедуры, без колёс останешься. Можно сидеть на кухне и жаловаться на плохие дороги, но что от этого изменится? Дешевле самостоятельно заделать яму рядом со своим домом, нежели потом покупать новый диск на машину или ремонтировать подвеску!
В Твери за последние пару лет починили много дорог. Но в основном занимаются магистральными улицами, на второстепенных пока делается не так уж много. Первую яму мы с друзьями залатали в начале апреля. Она была у школы № 29 на переулке Никитина, где я давал мастер-класс по волейболу. После разговорился с родителями, они пожаловались на огромную яму рядом с учебным заведением. Дети, бегая по двору, ноги подворачивают. Да и не одно колесо из-за неё пробито. Захотелось помочь, и решил хотя бы временно заделать яму. Почитал в интернете информацию, на стройбазе купил асфальтовой крошки. Лопата, материал и руки – вот весь арсенал. Ко мне присоединились два друга – Юрий Тюрин и Дмитрий Тверской. Всё получилось. Прошло почти три месяца, до сих пор заплатка держится.
Мы уже заделали более 50 ям на девяти улицах: Речном вокзале, Октябрьском проспекте, у Горбатого моста, на набережной Афанасия Никитина и т.д. На разных участках к нам присоединялись Юра Никитин, Слава Цаголов, Света Козлова, Андрей Решетов и другие неравнодушные жители. Свою акцию мы условно назвали «Ямам нет». Это не политика, не мода. Мы обычные люди, которые желают хоть немного изменить ситуацию вокруг себя. Сегодня нам горожане пишут в социальных сетях, присылают фотографии ям. По мере возможности на проблемные точки выезжаем после работы. Это совсем нетрудно! Ремонт одной ямы занимает около 15 минут, а благодарности от проезжающих мимо водителей нет предела. Поначалу, бывает, они сигналят, возмущаются из-за заторов на проезжей части. Потом увидят нас с лопатами, руки жмут или жест «класс» показывают.
- Откуда берёте деньги?
- Кубометр асфальтовой крошки в среднем стоит тысячу рублей, на одну яму требуется сырья на 150-200 рублей. Согласитесь, это небольшие деньги, поэтому мы справляемся своими силами. Материал возим на собственной машине, у родителей взяли прицеп. Некоторые тверичане уже сами покупают сырьё и просят приехать, заделать яму. Но надо понимать, что мы не делаем капитальный ремонт, не срезаем старое полотно и не заливаем асфальтобетон. Наши заплатки временные. Мы очищаем яму от грязи, засыпаем в неё крошку и утрамбовываем. Такая «штопка» помогает водителям не потерять колёса, но никоим образом не заменяет полноценного ремонта.
После первой заделанной ямы о нас узнали глава администрации Твери Юрий Тимофеев и депутат Владимир Васильев. Они лично поблагодарили нас за проявленную инициативу. Нам подарили виброплиту для утрамбовки крошки и прицеп, чтобы не запускали хобби. Так что попробуй теперь отвертеться! Сейчас в городе полным ходом идём ремонт дорог. Надеюсь, летом на наши точки приедут специалисты и доведут начатое до конца.
Как победить бездорожье?
- Если в областном центре дороги сносные, то в сторону Кашина, Осташкова, Ржева – полная катастрофа. Что с этим делать?
- Бездорожьем славится вся страна. По работе я бывал во многих регионах. Картина одна и та же: центральные дороги в порядке, районные и поселковые – караул кричи. Тверская область – такая же. На ремонт дорог каждый год выделяются колоссальные суммы. Где результат? Недавно был в Торжке. Сразу после железнодорожного переезда посреди дороги в городе зияет огромная дыра. Объехал её с трудом. Неужели так трудно заделать?! Чиновники оправдываются, что на состояние полотна влияет климат. Действительно, из-за частых перепадов температур асфальт начинает трескаться, туда попадает вода. Замерзая, она расширяется, увеличивая трещины. Но списывать всё исключительно на погоду нельзя. Срок службы асфальта зависит и от того, насколько качественно его кладут. Надо строже спрашивать как с подрядчиков, так и с чиновников, недосмотревших или попускающих ремонт ради галочки.
Ещё один момент: в районах большинство дорог не видели ремонта годами. Их пора делать капитально, а не отдельными кусочками. Не будет на плечах держаться пиджак, если нити его давно сгнили, хоть ты весь его заплатками утыкай! Сегодня есть множество способов укладки, учёные разрабатывают суперпрочный асфальт, в Японии даже существуют дороги с подогревом. Надо выбирать подходящие технологии и по мере возможности применять их у себя.
- Можно ли добиться от дорожников компенсации расходов за погнутые диски, повреждённые подвески?
- Если пробили колесо, нужно на место происшествия вызвать сотрудников Госавтоинспекции. Они оформят протокол, на основании которого вы сможете подать в суд на дорожные службы. Вот только доказать их вину и возместить ущерб на деле непросто. Постоянные пересуды и бумажная волокита – это потеря времени, сил, нервов. Бороться с несправедливостью в нашей стране себе дороже!
Что избавит от пробок?
- Большая проблема автомобилистов из Твери – постоянные пробки. Как разгрузить областной центр?
- Количество автомобилей возрастает с каждым днём. Между тем улицы города формировались в те времена, когда на такое движение никто не рассчитывал. Нам нужен ещё один мост, дороги, развязки и новый общественный транспорт. Сегодня передвигаться по нашему городу удобнее на собственном автомобиле. Муниципальный транспорт пока не отвечает современным требованиям, а маршрутки - настоящие гонки на выживание. В прошлом году по вине маршрутчиков произошло около 40 аварий, случались даже перестрелки. Увы, в погоне за заработком безопасность отходит на второй план. Я сам этой зимой ехал в маршрутке и при резком торможении сильно ударился, повредив кожу головы.
Эксперт с мировым именем Вукан Вучик сравнил транспорт в Твери с дикой Африкой, но подчеркнул, что никогда не поздно начать работу над ошибками. Сегодня власти делают ставку на общественный транспорт, закупают трамваи и автобусы, разрабатывают концепцию и схемы движения, ужесточают конкурсы для перевозчиков. Это правильно. Когда наши автобусы и троллейбусы станут ходить часто и по расписанию, а трамваям предоставят выделенные линии, часть людей пересядет с автомобилей на городской транспорт.
- Парковки – ещё одна головная боль водителей. Не там оставишь машину – жди эвакуатора. Разве это справедливо?
- У некоторых автомобилистов, к сожалению, нет понятия о культуре. Они оставляют машины на местах для инвалидов, тротуарах и газонах. Для таких однозначно нужны санкции: пару раз заплатив штраф, они начнут соблюдать правила. С другой стороны, парковаться у нас реально негде. Новые многоэтажные дома сегодня сдают без необходимого количества стояночных мест. Центр Твери решили разгрузить платными парковками. Идея хорошая, но что вышло на самом деле? Платные места пустуют, зато во дворах близлежащих улиц не протолкнуться. Опять же надо развивать общественный транспорт, чтобы у людей был выбор: платить за парковку или добраться быстро и с комфортом в центр без автомобиля. Пока такая альтернатива есть не у всех.
Досье
Андрей Греднев.
Родился в 1986 г. в Ташкенте. Образование высшее экологическое. Кандидат в мастера спорта по волейболу, призёр многочисленных соревнований, тренер по волейболу. Холост.