aif.ru counter

ФУРАМ НА СМЕХ

Валерий Христофоров / Аргументы и Факты в Твери
От платных дорог пострадают бизнес и жители.

С 15 НОЯБРЯ ПРОЕЗД ДЛЯ БОЛЬШЕГРУЗОВ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ТРАССАМ СТАНЕТ ПЛАТНЫМ. ЭТО МОЖЕТ УДАРИТЬ НЕ ТОЛЬКО ПО БИЗНЕСУ, НО И ПО НАШИМ КОШЕЛЬКАМ.

РАСПЛАТА ЗА ТОННЫ

В Тверской области платными для «тяжеловесов» станут две трассы: М-10 «Москва-Санкт-Петербург» и М-9 Балтия «Москва-Рига». Грузовикам свыше 12 тонн за проезд по этим дорогам придётся отстёгивать по 3 руб. 73 коп. за километр. Пока Правительством России утверждён такой тариф, но его могут снизить до 3 руб. 06 коп. Следить за большегрузами будет специальная система «Платон». Если владелец грузовика не зарегистрируется в ней и не оплатит проезд, придётся раскошелиться на штраф. Наказание «зайцев» ждёт весомое: 5 тыс. руб. для водителя, 40 тыс. руб. для ипэшника и 450 тыс. руб. для юрлиц. Вычислять «безбилетников» на дорогах будут с помощью стационарных и мобильных комплексов фотофиксации. Умная система сканирует номера большегрузов в потоке машин и проверяет их по базе. Проскочили мимо без оплаты - ждите «письмо счастья».

Все собранные с «тяжеловесов» деньги пойдут в Федеральный дорожный фонд. «56% от общего размера вреда федеральным дорогам наносят транспортные средства с разрешённой массой свыше 12 тонн. Грузовые перевозки разрушают саму дорожную конструкцию, а не только верхний слой. Ни один плановый ремонт или перекладка асфальта проблему не исправит. Эта система позволит дополнительно собирать в бюджет более 50 млрд руб., и за счёт этих средств будут строить новые дороги», - пояснил Дмитрий ПРОНЧАТОВ, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства. Сами владельцы большегрузов спонсировать такой ремонт отказываются. «Нас и без этого со всех сторон зажали в  тиски: транспортный налог вырос, солярка подорожала, теперь и ещё один оброк хотят ввести», - пишут предприниматели в интернете. На среду, 11 ноября, в нескольких регионах запланирована акция протеста: тяжеловесы собираются передвигаться по дорогам со скоростью 10 км в час, пропуская только машины «скорой» и спасателей. На время могут  встать дороги в Московской области, Красноярске. Омске, Новосибирске и в других городах. Тверские дальнобойщики к этой акции пока не присоединились. «Если система заработает, я просто встану, - говорит Максим СЕЛИВЁРСТОВ, индивидуальный предприниматель из Твери. - За рейс  из Петербруга на Лобню и из Клина на Петербург мне платит заказчик 44 тыс. рублей. 18 тыс. из них уходит на солярку, ещё пару тысяч на еду, отнимите отсюда ещё пять тысяч, которые я должен буду заплатить за 1400 км в связи с новым оброком, плюс зарплата водителю. На выходе у меня останется тысяч десять. Только колесо на мою фуру стоит 30 тысяч, а на машине их 12. Какая выгода мне работать? Среднестатистическая фура проходит в месяц около десяти тысяч километров, в год я должен буду государству за проезд 450 тысяч. Таких денег у меня нет!»

УДАР ПО КОШЕЛЬКУ

Несмотря на то что до часа икс осталось всего пару дней, предприниматели надеются, что система не заработает. Пока у перевозчиков больше вопросов, чем ответов. Например, как платить? Теоретически есть два варианта: получить бесплатное бортовое устройство на базе ГЛОНАСС/ GPS, которое будет отслеживать передвижение тяжеловеса и списывать деньги со счёта владельца. Второй способ -маршрутная карта, которую придётся оформлять перед каждой поездкой. Бортовых устройств тверские владельцы большегрузов пока не получали, и когда Росавтодор начнёт их выдавать, не знают даже в крупных транспортных компаниях. Постоянно же покупать маршрутную карту для перевозчиков - тоже не лучший выход. Во-первых, многие не знают точного маршрута перед выездом в рейс, а во-вторых, каждый раз им придётся ехать за картой в единственный в городе терминал. Не отлажена и работа сайта системы: некоторые предприниматели не с первого раза смогли зарегистрировать свой автомобиль. Вполне возможно, что «Платону» дадут отсрочку, и пока не исправят все недочёты, система не заработает. Но это лишь вопрос времени.

Подобная система действует в большинстве европейских стран, и дороги там действительно в идеальном состоянии. Но у нас уровень жизни ниже, и ещё один дорожный оброк ударит по кошельку всех жителей Верхневолжья. «Затраты на проезд владельцам большегрузов возместят заказчики. Они же будут вынуждены поднять цены на продукты и другие товары, которые перевозят фуры. В итоге цены в наших магазинах снова взлетят и больше всего пострадают рядовые покупатели, а не бизнес», -считает Галина ЛАПУШИНСКАЯ, председатель тверского «Вольного экономического общества». Выходит, расплачиваться за тонны и спонсировать ремонт дорог будут не только «тяжеловесы», которые их разбивают, но и мы с вами.

КСТАТИ

Получить информацию о регистрации в системе «Платон» можно на официальном сайте platon.ru и по телефону круглосуточной «горячей линии» 8-800550-02-02. В Твери центр обслуживания пользователей находится по адресу: ул. Дмитрия Донского, д. 37. 

Топ 5 читаемых