Примерное время чтения: 9 минут
209

Масса приключений. В велодвижение вовлечена пятая часть жителей Твери

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Твери 26/09/2023
Клуб «ВелоТверь» / Из архива

22 сентября мир отмечает День без автомобиля. Большинство людей, вероятно, проигнорируют призыв отказаться от стального коня хотя бы на сутки, потому как бизнес, работа, домашние хлопоты — везде нужно успеть. Но в Твери не менее ста человек — членов клуба «ВелоТверь» — последуют ему. И не только они. По оценкам президента этого клуба Ольги Донсковой, в Твери в той или иной степени в велодвижение вовлечена пятая часть жителей города. Мы поговорили с Ольгой о том, как им живётся в городской среде.

Состояние души

Велосипедист
Фото: Из архива/ Клуб «ВелоТверь»

Денис Кузнецов, «АиФ в Твери»: Ольга, чем члены клуба пользуются чаще: автомобилями, велосипедами, средствами индивидуальной мобильности? А может, предпочитают ходить пешком?

Ольга Донскова: Мы все — очень разные люди и по профессии, и по интересам. Среди нас есть автослесарь, сборщик мебели, водитель, предприниматели, финансист и др., но всех объединила любовь к велосипеду. Кто-то колесит на нём круглый год, кто-то выезжает кататься пару раз за сезон, а для кого-то он стал «состоянием души».

— Почему предпочитаете велосипед другому колёсному транспорту?

— Основные его преимущества — это свобода передвижения, независимость от потока машин, хорошая скорость движения (особенно относительно пешего) и неоценимая польза для здоровья, поскольку даётся необходимая физическая нагрузка на организм. А ещё это огромное удовольствие: ехать на велосипеде в хорошую погоду и наблюдать за природой и людьми. Когда едешь на велике, подмечаешь намного больше, чем сидя за рулём машины.

— Как прошёл у клуба велосезон-2023? Где побывали, что запомнилось в велопутешествиях, много ли было приключений в дороге?

— Велосезон ещё не закончен (улыбается). Нынешний сентябрь радует тёплыми днями, да и октябрь тоже относительно хорош для велопоездок. А весенне-летний период прошёл у нас традиционно. Каждые субботу-воскресенье — походы выходного дня. Еженедельно, а то и каждый вечер — небольшие поездки по Твери и пригородам, которые иногда собирали более 50 участников. В конце мая мы провели велофестиваль «Навстречу лету», в котором участвовали более полутора тысяч человек. В июне состоялась XVI приключенческая велогонка «Авантюр», которую наш клуб организует с 2008 года. Опытные велотуристы проводили отпуск в серьёзных и даже временами опасных походах по Алтаю, Карелии и Беларуси. Приключений — масса!

Фото: Из архива/ Клуб «ВелоТверь»

Кто кому мешает

— В Италии людям выдают субсидии на покупку велосипедов, во Франции и Великобритании дотируют обучение езде, в Боготе и Торонто каждые выходные перекрывают десятки километров городских улиц, отдавая их велосипедистам. А у нас всё только для автомобилистов: дороги, хорды, эстакады, развязки. Что скажете?

— Скажу, что очень рада за другие страны. Нам, к сожалению, до таких мер поддержки со стороны государства и муниципалитетов очень далеко. За последние годы даже в областном центре немногое сделано для развития велоинфраструктуры. Можно отметить разве что велодорожку в новостройках «Южного» да установку велопарковок у образовательных учреждений города.

А ведь совсем недавно озвучивались грандиозные планы по развитию велосипедного движения. Велодорожки должны были соединить между собой все района города, предполагалось задействовать для этого широкие тротуары на основных транспортных магистралях, таких как проспекты Тверской и Победы, Набережная Лазури и др. Но что-то застопорилось.

— Что тверским велосипедистам нужнее всего?

— Если мы говорим о транзитных удобствах и о велосипедистах, использующих межрайонные дороги, то надо бы нам взять пример с Беларуси. Там заасфальтировали до полутора метров обочин, то есть фактически сделали велодорожки между городами. Деньги на это белорусские власти закладывали в расходную часть бюджета по строке «ремонт дорог». Это во много раз повысило безопасность передвижения велосипедистов и дорожного движения в целом. Я уверена, что и у нас она повысится, если сделать так же.

Сейчас мы передвигаемся по тротуарам, мешая пешеходам, или по автодорогам, мешая автомобилистам. В Твери, помимо упомянутой велодорожки в «Южном», есть ещё три: на Санкт-Петербургском шоссе, на улице Вагжанова и на Силикатном проезде до карьеров. Это очень мало. Имеющаяся муниципальная велоинфраструктура уже требует обновления или ремонта, дорожная разметка поблёкла. Велопарковки и велокафе, установленные частным бизнесом, без выделенных велосипедных полос смотрятся как островки в море неудобств. А велосипедистов в Твери всё больше.

— Что думаете о реконструкции Тверского проспекта?

— Пока не могу сказать, стало ли там удобнее передвигаться велосипедистам: я ещё не тестировала маршрут. Да и ремонт на некоторых участках не закончен. Но то, что сделали плавные съезды-заезды на тротуарах, уже огромный плюс.

— Как оцениваете проект велодорожки «Москва — Санкт-Петербург» протяжённостью более тысячи километров, строительство которой остановлено на границе с Тверской областью?

— Некоторые члены нашего клуба «обкатывали» построенный участок в Подмосковье. Безусловно, очень понравилось. Все чётко, ничего лишнего и в то же время удобно и комфортно. Кати и наслаждайся. По масштабу задуманного этот велопроект единственный в России, и будет здорово, если строительство продолжится.

— Насколько этот маршрут, проходящий через Тверскую область, будет востребован у велотуристов?

— Очевидно, что он задуман многодневным. Полагаю, он замечателен и по протяжённости, и по красоте и пользовался бы большой популярностью. Сейчас велопутешественники из одной столицы в другую пользуются трассой М-10 «Россия», а это очень опасно. Там много раз происходили ДТП или несчастные случаи, как правило, с тяжёлыми для велосипедистов последствиями. Я не рекомендую им выезжать на федеральные трассы.

Нужны ли трамваи?

— Нужно ли возвращать в Тверь трамваи и троллейбусы?

— Это больной вопрос. Моё личное мнение: надо возвращать обязательно, только не в том виде, в каком трамвайное и троллейбусное движение пребывало до своего закрытия. Городу нужен современный общественный электротранспорт с выделенными полосами для его движения, где это возможно. Автобусы не справляются с нагрузкой: в часы пик они набиты под завязку, нередко ломаются, попадают в ДТП, вследствие чего не выходят на маршруты. От обилия выхлопов страдает экология. И у людей должен быть выбор. Приезжая в другие города, члены нашего клуба с огромным удовольствием пользуются там трамваями и троллейбусами.

— Как вы относитесь к электромобилям?

— Считаю их появление положительной тенденцией, но они пока доступны немногим. Думаю, что при развитии сети зарядных станций и снижении стоимости самих машин «электромобилистов» станет гораздо больше.

— Посоветуете ли вы велосипед и всё с ним связанное тем, кто хотел бы вести здоровый образ жизни?

— Безусловно. Противопоказаний для езды на велике очень мало. Сейчас под свои потребности можно подобрать любой велосипед, от самого простого до «навороченного». Есть комфортные двухколёсники для города, спортивные для любителей бездорожья, велосипеды для детей любых возрастов, горные для тех, кому интересны экстремальные путешествия и повышенные физические нагрузки. Велосипед — это отличная физкультура, интенсивность которой человек регулирует сам. И, конечно же, это огромное количество единомышленников, друзей и знакомых, хорошее настроение, сильные мышцы и здоровый дух.

Досье
Ольга Донскова. Родилась 7 ноября 1987 года. Окончила гимназию № 8 Твери, выпускница экономического факультета Тверского государственного университета. Учредитель Федерации триатлона Тверской области. С июня 2014 года по настоящее время – президент клуба «ВелоТверь».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах