В деревнях Верхневолжья – бум на возрождение церквей. Дачники и местные жители расчищают и обустраивают руины, участвуют в богослужениях на открытом воздухе, делают благотворительные взносы.
Зачем? Неужели так сложно ездить на службы в города и крупные посёлки? Издание tver.aif.ru искало ответ на этот вопрос.
Здесь служили новомученики
Служила людям верой и правдой, в 1930-е годы была закрыта, постепенно ветшала, теперь находится в плачевном состоянии либо вовсе остались одни руины. Истории большинства деревенских церквей Тверской области похожи.
Их помнят и почитают как новомучеников. Так, в Матино на месте разрушенного Никольского храма, где служил Алексий Ильинский, установили Поклонный крест, с молебна возле него этим летом начали День деревни. В Лосево, где жил Николай Морковин, каждый год на лодках по реке Медведице приплывает молодёжь из местного православного клуба. В прошлом году здесь после 90 лет запустения совершили первую литургию в храме Преображения Господня.
Впервые за 88 лет прошло богослужение и в разрушенной Вознесенской церкви деревни Дубровка Бологовского округа. В 1937 году тройка НКВД приговорила к расстрелу её протоиерея Алексия Успенского и старосту прихода Василия Шикалова.
«Храм в очень плохом состоянии. Его восстановление оценивается примерно в 200 млн рублей, и я понимаю, что собрать такую сумму вряд ли возможно. Так что я не хочу даже начинать собирать пожертвования, но хочу попросить вас о другом: помолитесь, дорогие мои, Богу о восстановлении храма Вознесения Господня. Я на личном опыте знаю, что молитва действенна, особенно когда молится много людей», – с такими словами обратился к прихожанам настоятель храма Евгений Чайкун.
Началась приходская жизнь и на руинах храма Петра и Павла в селе Петровское Калининского округа. Увидеть, сколь величественной была эта церковь, можно на картине Константина Юона «Сельский праздник. Тверская губерния. 1910 г.», хранящейся в Третьяковской галерее. Молебны в Петровском этим летом стали совершать каждую неделю, хотя полное восстановление такого храма потянет разве что олигарх.
«На службы подтягиваются также жители соседних деревень. Люди проявляют активность: спиливают деревья, выросшие внутри храма, расчищают территорию, убирают мусор. Почему? Церковь, где молились их предки, местные жители воспринимают как нечто своё, родное. Многие в молодости танцевали на дискотеках в клубе, располагавшемся на месте храма святых апостолов. Возможно, теперь стыдно, что вот так жили, – объясняет настоятель храма Евгений Башкеев. – Чтобы богослужения продолжались в холодное время года, мы собираем средства на строительство деревянной церкви возле остатков большого храма.
Где взять деньги? Варианты есть. Например, строит же бизнес у нас турбазы. Если бы построили на один домик меньше, но зато подарили бы людям храм, каким бы хорошим стало такое дело!»
Возрождение церквей в данном приходе уже несколько лет также идёт в деревнях Лебедево и Котельниково. В этом помогают местная птицефабрика, благотворительные фонды и, конечно же, сами жители. В октябре 110-летие со дня основания храма Рождества Пресвятой Богородицы в Лебедево отметили несколькими замечательными событиями.
Во-первых, купола и кресты к этой дате удалось вернуть не только храму-юбиляру, но и церкви Казанской иконы Божией Матери в Котельниково. Во-вторых, в культурно-досуговом центре села Рязаново прошёл праздничный концерт. Наконец, буквально накануне праздника кто-то бросил в кружку для пожертвований 100 тысяч рублей, что существенно сократило долг на оплату труда мастеров.
Едут даже из Африки
Интерес к реставрации русских церквей настолько велик, что этим летом в Старицкий округ приезжали даже волонтёры из Африки. Вместе с россиянами они расчищали руины Богоявленского храма деревни Глебово. «Я приехал обучаться в Московском физико-техническом институте, имел очень небольшое представление о русской культуре. Присоединился к реставрационным поездкам, потому что считал, что это прекрасная возможность её изучить», – поделился участник стройотряда русско-китайского культурного центра «Жар-птица» Кевин Эванс из Нигерии.
В прошлом году студенты из Сирии, Египта и Нигерии возрождали церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Орехово Ржевского округа. А потрудиться при ремонте Покровской церкви села Поведь Торжокского района приезжали паломники из города Екатеринодара Краснодарского края. Сто лет назад здесь жили их предки, а интерес к своим родословным сейчас очень высок.
Глядя на то, что у людей при виде руин не опускаются руки, действительно верится в чудо. В рукотворное чудо, которое совершается упорством, терпением и молитвой. Восстановили же из руин Казанский храм 1766 года постройки в деревне Малышково Кимрского округа! Правда, работы здесь длились 16 лет – с 2008 года.
Конечно, мало построить церкви, в них надо ещё и ходить, служить. Но там, где храмы годами возрождают сами прихожане, проблем с этим, похоже, не будет.
Компетентно
Директор центра по сохранению заброшенных церквей «Сельская церковь» Инна Лобачёва:
– Тверская область – лидер по заброшенным сельским храмам, здесь очень много работы. И её драйвером, как ни странно, зачастую становятся дачники. Они едут в провинцию за русской идентичностью и духовной подпиткой, хотят, чтобы в их деревне был батюшка и колокольный звон, и готовы участвовать в этом материально.
Если говорить о храме как о хозяйственном объекте, то перед началом работ всегда уточняют его имущественный статус, а также является ли он объектом культурного наследия (ОКН). Чаще всего у заброшенных храмов право собственности не определено. При его оформлении на ОКН новый собственник получает охранное обязательство, которое обязывает содержать памятник в надлежащем состоянии. Все работы на ОКН (консервационные, противоаварийные, ремонтно-реставрационные) будет необходимо согласовывать с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Стоимость реставрации зависит от состояния памятника, объёма и сложности предстоящих работ. Разработка проекта консервации, с которой зачастую начинается спасение храма, обычно оценивается в 1-2 млн рублей, проект реставрации может стоить и от 10 миллионов. Как правило, проектирование составляет порядка 10-15% от стоимости производства работ.
Таким образом, восстановление церквей – сложный и дорогостоящий процесс. Но я знаю множество примеров их спасения, когда при этом на селе возрождается духовная жизнь, появляется община, люди искренне и бескорыстно занимаются храмом, молятся и всё складывается наилучшим образом.
В Тверской области такие инициативы и мероприятия активно поддерживает Общественная палата, Тверское отделение ВООПИиК и художественное училище им. Венецианова. Выездные художественные практики и волонтёрские субботники остаются в памяти студентов, помогают им узнать родной край, оценить масштаб и уникальность культурного наследия региона.