Жители глубинки жалуются: если из Твери в некоторые районы уехать ещё можно, то вернуться зачастую уже проблематично. Порой за сутки в областной центр ходит только один автобус, поэтому люди ищут транспорт через социальные сети, а в крайних случаях скидываются на такси.
Проезжают мимо
В ближайшие годы новую модель пассажирских перевозок обещают внедрить и в районах, причём речь идёт и о междугородном транспорте. Пока же ситуация, увы, грустная. Рейсов становится всё меньше, а вместо вместительных автобусов с вокзала чаще отправляются неудобные «пазики». Кроме того, во многие муниципалитеты нет прямых рейсов.
«Из Сандово через наш райцентр ходит лишь один автобус, – рассказывает жительница Молоково Екатерина Козлова. – Нам повезло, что по пути в Тверь сюда ещё заезжает автобус из Весьегонска. Прямых рейсов давно нет. В принципе это не проблема, пока не наступят длинные праздничные выходные: тогда автобус забит уже из начального пункта и может не заехать в посёлок. Либо несколько часов едешь стоя. Все рейсы идут рано утром. Особенно неудобно студентам: им бы выехать с малой родины в воскресенье ближе к вечеру, как можно было делать ещё пару лет назад. Теперь же приходится ехать в понедельник утром, да и то непременно в вуз опоздаешь. Из Твери в Молоково можно попасть только на сандовском автобусе. Весьегонский едет через соседний Красный Холм, к нам не заезжает. Так что многие выходят в Красном Холме и оставшиеся двадцать с лишним километров едут на машине: либо кто-то встречает, либо берут такси».
«Я часто езжу в Рамешки. Из областного центра можно уехать без проблем, а назад уже сложно, – говорит житель Твери Евгений Белоусов. – Расписания нигде нет. Автовокзала в Рамешках тоже нет, а если звонить на тверской, они сообщат время, когда автобус выезжает из Максатихи, а когда он прибудет в Рамешки – нет. Раньше автобусов было значительно больше: многие проходящие перестали к нам заезжать, чтобы не делать крюк. Недавно был случай: люди стояли в ожидании автобуса из Максатихи в Тверь, а он проехал мимо, не остановился, так как был почти забит. В итоге жители на остановке группировались и скидывались на такси. До Твери оно стоит 1500 рублей».
Проблемы есть даже на популярных направлениях. «С автовокзала в Ржев ходит всего пара прямых автобусов и все утром, причём они небольшие, – делится наша читательница Евгения Петрова. – Ездят частники, но им за детский билет нужно платить полную стоимость, а на автовокзале его покупаешь за полцены. С проходящими автобусами тоже проблема: если едешь из Ржева, билеты нельзя купить заранее. Только по факту прибытия автобуса, при условии, что есть свободные места. У меня двое детей, я не могу гадать, будут места или нет».
У частников проблемы
Почему сфера перевозок переживает непростые времена? Дело в том, что некоторые перевозчики вовсе отказываются от обслуживания маршрутов, другие сокращают количество рейсов. Из-за пандемии в этом году несколько месяцев пассажиропоток был почти нулевым, что сказалось на доходах транспортных компаний. Рост цен на топливо и на комплектующие делает этот бизнес и вовсе убыточным.
Кроме того, существенный фактор – регулятивная и административная нагрузка. «В последние годы приняли множество нормативных актов в сфере пассажирского транспорта. Планировалось, что эти документы позволят снизить аварийность, но на деле транспортным предприятиям создали невыносимые условия: сильно выросла финансовая нагрузка, в разы увеличилось количество проверок, – объяснил директор компании, осуществляющей регулярные и заказные перевозки, ООО «Автотур» Роман Колобков. – Штрафы огромные: от 300 до 500 тысяч рублей. Для маленьких предприятий один такой штраф равносилен приговору, ведь денег на его оплату просто не заработать. Во многих случаях применяют эвакуацию транспортных средств, их снимают прямо с рейсов. Автобус отправляют на штрафстоянку на два месяца. А ведь это лизинговая техника, за которую каждый месяц надо платить. Таким образом, транспортные предприятия вынуждены сворачивать деятельность не по своей воле. Мы считаем, что такой надзор и контроль – это перебор. Обратились в прокуратуру и другие органы, там сейчас оценивают ситуацию».
Новая транспортная модель в будущем должна исправить положение. Конкретные сроки реализации проекта пока не озвучены, хотя в транспортном приложении «Волга» запустили раздел с продажей билетов на межгород. Так что не исключено, что всё начнёт меняться в ближайшее время.
Кстати
Согласно новой модели пассажирских перевозок в крупных районных центрах Верхневолжья планируют создать 544 маршрута, на которых будут работать 1430 автобусов.