Примерное время чтения: 10 минут
670

Стать другом. Наставники помогают адаптироваться детям из тверских детдомов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ в Твери 14/03/2023
Зоя Карева / Из личного архивa

Не умеют порезать даже хлеб, не знают, что еду надо хранить в холодильнике, не в курсе, как пользоваться общественным транспортом... Перечислять можно долго, и это не про маленьких детей. Именно такими растерянными и неуверенными чувствуют себя выпускники детских домов и интернатов.

Вот уже два года в Тверской области действует проект по социализации таких детей. Им подбирают индивидуальных наставников. Причём наставники – обычные люди. У каждого из них свои дела, работа, у кого-то бизнес, но они хотят помогать и находят время для чужого ребёнка. О проблемах сиротства и неравнодушном обществе рассказала Зоя Карева, руководитель Тверского отделения общественной организации «Старшие Братья Старшие Сёстры». Сама она в этой сфере уже больше 10 лет.

Фото: Из личного архивa/ Зоя Карева

Ноль самостоятельности

Екатерина Евсеева, tver.aif.ru: Неужели воспитанники детских домов настолько лишены простых бытовых навыков, как об этом говорят?

Зоя Карева: В большинстве случаев дети реально не знают элементарных вещей. Не надо думать, что директора плохие или воспитатели злые. Это массовые учреждения, и они просто физически не могут обеспечить ребёнку индивидуальный подход. Когда ребёнок растёт в семье, он с малых лет видит, как устроен быт. Сироты же могут даже не знать, что продукты надо хранить в холодильнике, а еду можно выбирать. Потому что они привыкли: что дали в столовой, то и ешь. Тот же чай им приносят сразу готовый. В моей практике был случай, когда воспитательница детского дома объясняла подросткам (не малышам!), как открыть пакетик с чаем и заварить его в чашке. Это было в кафе, куда мы повели детей после прогулки.

Есть такое выражение: у сирот 100% гарантий и 0% ответственности и самостоятельности. За них годами делают выбор. А потом наступает момент – в 18 лет, чаще даже в 16 – когда юноши и девушки покидают учреждение и идут учиться. Теперь им самим надо планировать бюджет, готовить еду, выбирать одежду, общаться с незнакомыми людьми. А они ничего не умеют. Часто можно услышать, что детдомовцы попадают в тюрьмы или дурные компании. Они действительно настолько растеряны, что им сразу хочется примкнуть к какой-нибудь компании, чтобы их жизнью руководил кто-то другой – так же, как это было в интернате. Кто-то, кто сильнее, умнее, скажет, что делать, и, возможно, даст какое-нибудь покровительство. Для них это привычно.

– Что же такое наставничество с точки зрения вашего проекта?

– Наставник – твой персональный волонтёр, друг, который регулярно приезжает лично к тебе интересоваться лично твоими делами. Дарит своё внимание и время. Он должен стать тем близким взрослым, который поможет получить мотивацию к нормальной жизни. Ведь дети-сироты часто не понимают даже, для чего нужно учиться и работать.

Каждый наставник проходит тщательный отбор, подготовку и даёт обещание посещать ребёнка раз в неделю или минимум раз в две недели. На протяжении хотя бы года. Впрочем, нередко этот срок по обоюдному согласию продлевают.

Стать другом, а не спонсором

– Как правило, дети мечтают о семье. Вы же предлагаете им дружбу.

– В программу наставничества мы не берём детей младше 8–10 лет. Как раз потому, что маленьким сложно различить роли родителя и наставника. Мы и наставникам говорим, чтобы на вопрос ребёнка «А ты возьмёшь меня в семью?» не давали обещаний. Случаи усыновления бывают, но не так много. Впрочем, у нас есть кураторы, которые помогают проработать все сложности. Да и сами пары «наставник – ребёнок» подбираем, учитывая темперамент, тип личности и т.д. Удивительно, но нередко они оказываются похожими даже внешне!

– Кто эти смельчаки, которые идут в наставники?

– Я их называю лучшими людьми области. Они очень разные: замужние и неженатые, с детьми и без, но их всех объединяет одно – желание помогать и уделять время ребёнку. В среднем им 30–40 лет. Как правило, это люди с высшим образованием, психологически зрелые, самодостаточные. В основном руководители и бизнесмены. Они все суперзанятые, просто захотели и смогли вписать в свой график ребёнка.

– Их труд бесплатный, верно?

– Да, это добровольно и бесплатно. При этом сами наставники несут какие-то затраты на детей: на бензин или билет на автобус, кто-то покупает игру позаниматься с ребёнком, кто-то вывозит на прогулку в Тверь. Что касается подарков, мы предупреждаем, чтобы не было дорогих. Потому что наставничество – это не спонсорство. Самый простой путь – купить внимание подарком. Но ребёнок будет жаждать всё больше и быстро назовёт тебя «кошельком». Наша цель другая: быть рядом и помочь сориентироваться за пределами казённого учреждения.

17 подарков в руки

– Сегодня почти в каждой сфере проблемы помогают решать волонтёры. О чём это говорит?

– Так и должно быть. Не зря же существует понятие «третий сектор». Первый – государство, второй – бизнес, третий – некоммерческие структуры и проекты. Третий сектор не заменяет государство, но дополняет его и помогает решать насущные вопросы. Так, кстати, происходит и за границей. С той лишь разницей, что в некоторых странах на плечи общественников ложится меньше проблем, чем у нас.

– Что самое главное важно знать и понимать тем, кто хочет помогать другим?

– Определиться с направлением, которое тебе ближе. Потому что невозможно быть везде. И понимать, что качественное волонтёрство и благотворительность не могут быть разовыми порывами души. Здесь важна регулярность.

– Кстати, о помощи. Многие компании привозят в детские дома мешки с подарками, потому что хотят порадовать детей. Но теперь считается, что это не очень полезно. Почему?

– Я помню учреждение под Москвой, где каждый ребёнок получил на Новый год по 17 сладких подарков, не считая других. А в Калужской области воспитанники специально разбивали свои мобильники, чтобы очередной гость или спонсор купил новый телефон.

В этих учреждениях дети годами живут в ситуации, когда к ним приезжают чужие люди и что-то дарят. Это рождает потребительскую модель поведения. Волей-неволей они будут ждать и потом, во взрослой жизни, что весь мир им должен.

Я не могу сказать, что подарки никому не нужны. Тем более что, чем отдалённее учреждение и сложнее дети, тем реже туда приезжают. Но всё же данный вопрос требует грамотного подхода. Можно пристроиться к организациям, которые помогают профессионально. Или, например, помочь своими услугами. Допустим, вы умеете стричь: можно приезжать раз в месяц-полтора и делать детям стрижки. Или вы умеете рисовать и проводите периодически мастер-классы по рисованию.

В режиме SOS

– Почему проблема сиротства так остро стоит в нашей стране?

– Это связано с алкоголизмом и страшной нищетой населения. Около 80% воспитанников в российских детских домах – дети родителей-алкоголиков. А ведь алкоголизм – зачастую спутник нищеты.

– Государство тратит большие деньги на детские дома (в Москве десятки тысяч рублей в месяц на ребёнка), но выпускает неподготовленных к жизни людей. Что стоит изменить в системе?

– Первый путь – профилактика сиротства. Много семей, особенно в сельской местности, существуют на грани выживания. Они любят своих детей, но из-за плохих бытовых условий тех забирают органы опеки. И вот таким семьям нужна дополнительная помощь, чтобы решить бытовые трудности (если дело только в них) и оставить ребёнка с родителями.

В целом государство нацелено на то, чтобы детских домов становилось меньше, а детям находили семью. Правда, в реальности зачастую это оборачивается тем, что два учреждения просто сливают в одно. Ещё в моей практике была ситуация, когда интернату, где жили умственно отсталые дети, приказали пристроить сирот в семьи за два–три месяца. То есть ребят, которых до этого не брали годами, вдруг должны были чудесным образом забрать в семьи. Естественно, детей просто начали распихивать, другого слова даже не подберу.

Но всё же тенденции последних лет таковы, что в идеале детских домов и интернатов быть не должно. Но должны быть профессиональные временные семьи. Их ещё называют фостерными. Они берут детей, пока тем не найдут постоянных приёмных родителей или не вернут к одумавшимся кровным.

Кроме того, существуют детские деревни sos. В России одна из таких – под Люберцами. Там есть sos-мама и sos-папа. Дети ходят в школу, помогают в приготовлении еды и уборке дома, то есть живут вполне обычной домашней жизнью.

– Гарантируют ли все эти проекты, что повзрослевшие сироты смогут приспособиться к нормальной жизни?

– Жизнь – это комплекс обстоятельств. Даже в кровных семьях у одних и тех же родителей бывают абсолютно разные дети. По-разному складываются судьбы и у выпускников социальных учреждений. У нас с мужем был опыт, когда мы курировали девочку из детдома в рамках гостевой программы. Мы тогда жили в Москве и иногда забирали её к себе. Помню, как в первый раз в магазине она ткнула на кексы и спросила: «Что это?». Она тогда не знала многих продуктов, боялась нового пространства и людей... Общаясь, с годами я видела, как она постепенно социализируется и меняется. Сейчас это уже взрослая девушка, она окончила колледж и поступила заочно в институт. От государства ей дали жильё. Но бывает и по-другому.

Что касается наставничества, мы видим, как у многих детей растут успеваемость и уровень уверенности в себе, возникает мотивация к развитию. И это хороший вклад, но не волшебная таблетка. Её и не существует.

– А что пожелаете обычным семьям, что важно дать ребёнку?

– Когда у меня появился собственный ребёнок, я поняла, как важно просто любить своих детей. Это фундамент.

Досье.

Зоя Карева. Родилась в 1986 г. в подмосковном г. Лыткарино. С 2006 по 2019 год жила в Москве. Работала в медиасфере. В 2008 г. впервые оказалась в качестве волонтёра в школе-интернате Калужской области. С 2010 г. – на постоянной основе в некоммерческой сфере, в 2012 г. учредила с подругой благотворительный фонд «В твоих руках». В 2017 г. победила в конкурсе Общественной палаты РФ «Мой проект – моей стране» в номинации «Волонтёрство и благотворительность». С 2021 г. – руководитель Тверского отделения фонда «Старшие Братья Старшие Сёстры».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах