Примерное время чтения: 8 минут
561

Сильный духом. Трудовой героизм работников вагонзавода приближал Победу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ Тверь 06/05/2020 Сюжет 75-летие Победы. Тверская область в годы войны
Подробно узнать о военной истории вагоностроителей помогает заводской музей, где к Дню Победы подготовили специальную экспозицию.
Подробно узнать о военной истории вагоностроителей помогает заводской музей, где к Дню Победы подготовили специальную экспозицию. / Елена Семко / АиФ

«Всё для фронта, всё для Победы!» Под этим девизом работники Калининского (ныне – Тверского) вагоностроительного завода самоотверженно трудились всю Великую Отечественную войну. Разрушенное во время оккупации города предприятие за несколько недель восстало из руин, чтобы отправлять на фронт боеприпасы, авиабомбы и спецпоезда.

Не отдали врагу

Сегодня Тверской вагоностроительный завод – крупное, динамично развивающееся, успешное предприятие. Таким оно было и перед войной. Свыше 8 тысяч человек изготавливали здесь вагоны-рестораны, товарные вагоны, платформы, модернизировали производство для массового выпуска цельнометаллических пассажирских вагонов.

Но война нарушила все планы. Более двух тысяч вагоностроителей ушли на фронт в первые месяцы войны. А завод, как говорится, встал на военные рельсы и продолжил работать. Уже в конце июля 1941 года вагонзавод поставлял артиллерийские снаряды, миномёты, авиабомбы, передвижные мастерские и санитарные вагоны. Сотрудники выполняли по две-три нормы, лишь бы помочь фронту. А оттуда тем временем приходили всё более тревожные вести. Враг рвался к Москве, начались бомбёжки Калинина. Территорию завода нацисты щадили: хотели использовать его для своих целей. В таких условиях директор предприятия Михаил Иванович Румянцев просил выделить ему 500 вагонов для эвакуации, но получил лишь один состав. На Урал успели отправить 320 специалистов.

А вечером, когда директору поступили сведения, что в Калинин вошли фашисты, он принял сложнейшее решение – взорвать узлы жизнеобеспечения каждого цеха, чтобы не оставить фашистам работоспособное производство. «Я уходил последним. Оглянулся – завод горел», - писал Румянцев в своих воспоминаниях.

Всё, что создавалось десятки лет, за два месяца оккупации превратилось в руины. Вагонзавод оказался на линии фронта: близ посёлка Вагонников и станции Дорошиха шли ожесточённые бои. Когда фашисты поняли, что не удержат город, они, отступая, поджигали всё, что ещё уцелело. 16 декабря 1941 года Калинин освободили войска Красной Армии.

Восстановив из пепла

В первый рабочий день, 19 декабря, на завод пришли 135 рабочих. Через пять дней их было уже 485. Что же они увидели? Полуразрушенные корпуса, обгоревшие остовы станков… Восстанавливать предприятие начали в сложнейших условиях. В лютый мороз разгребали территорию от завалов, заделывали проломы в стенах корпусов и пытались их утеплить. А ещё нужно было достать наспех разобранное оборудование, которое, чтобы спасти, вагоностроители закопали или сбросили в Волгу.
Перво-наперво восстановили котельную и водокачку. Затем, следуя жёсткому графику, расчистили механический, прессовый, литейный и другие цеха. 11 января 1942 года в город прибыл Всесоюзный староста Михаил Калинин. Он выступил с речью, поставив задачу быстрее восстановить те объекты, которые могут дать максимальную помощь фронту.

Фото: АиФ/ Елена Семко

Трудовой героизм людей был исключительным. Они вели работы днём и ночью, спали тут же в защищённых от ветра местах, обогревались у костров. При этом для восстановления завода директору выделили два грузовика, две тонны бензина и одну керосина. Остальное надо было найти на месте.
Это кажется чудом, но уже в начале февраля предприятие стало выполнять небольшие заказы, например, делать противотанковые «ежи». В марте были выпущены первые пять тысяч снарядов для фронта. На завод вернулись 150 квалифицированных сотрудников, эвакуированных в Пермь. Рабочие места у станков начали занимать женщины, подростки и старики. К середине 1942 года на вагонзаводе трудились 2800 человек.

Всё для фронта

Постепенно оборонные заказы становились всё более серьёзными. Фронт заказывал спецпоезда, вагоны-мастерские, ремонтные базы. Завод постоянно осваивал новые виды изделий, например, стал производить 20-тонные саморазгружающиеся вагоны-думпкары. С сентября 1943 года начал ремонтировать танки. А с октября Государственный комитет обороны включил Калининский вагоностроительный завод в число важнейших оборонных предприятий страны. Перед вагоностроителями поставили задачу: изготовить до конца года 4 850 корпусов полутонных авиабомб.
В 1943–44 годах уже в полную силу работали тележечный, кузнечный, полускатный, механический и ремонтно-механический цеха, увеличилась производственная площадь. За время войны завод освоил 18 наименований изделий для фронта. Они составляли 90–95% выпускаемой продукции.

Каким трудом всё это давалось? Люди буквально жили в цехах: работали с перерывами на еду и сон, не отходя от прессов и ковочных машин, паровых котлов и лесопильных рам. При этом почти всегда голодные: по карточке выдавали 400 граммов хлеба в день тем, кто был занят тяжёлым физическим трудом, 200 – всем остальным.

Фото: АиФ/ Елена Семко

Самую тяжёлую работу взяли на себя женщины, освоившие мужские профессии. А ведь дома многих из них ждали дети. «Люди поколения, которое сейчас называют «дети войны», вспоминают, как бабушки, с которыми они оставались дома, делили хлеб. Малышей уговаривали есть как можно медленнее, оставив маленький кусочек, чтобы мама, которая иногда возвращалась домой с работы, не отдала им свой хлеб и могла дальше ковать Победу, – рассказывает директор музея Тверского вагоностроительного завода Лариса Хохлова. – Такие бабушки сами часто умирали от голода».
Был на заводе и свой «детский сад». Так в шутку называли вагоностроители 12–15-летних ребят, которые, несмотря на возраст, выходили на работу наравне со взрослыми. Если они не доставали до станков, то использовали табуретки и ящики.

Великую Победу вагонзавод встречал с 14 цехами, где было порядка 700 единиц оборудования. Для сотрудников восстановили 28 жилых домов и три общежития, ясли и два детских сада, первую очередь клуба «Металлист». Сделав для фронта всё возможное и даже больше, предприятие готовилось к переходу на мирные рельсы. Уже за победный год было намечено выпустить шесть тысяч товарных вагонов, а затем перейти на пассажирские.

Трудовой героизм был исключительным. Люди буквально жили в цехах, работали с перерывами на еду и сон. При этом по карточке им выдавали до 400 граммов хлеба в день. Самую тяжёлую работу взяли на себя женщины, многих из которых дома ждали дети.

За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны 50 вагоностроителей наградили орденами, а 2 426 – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Жизнь за Отечество

Немало сотрудников не вернулись с войны, отдав жизнь за Отечество. Многие из них погибли при освобождении Калинина. Более 80 заводчан стали партизанами. Именем партизанки Зинаиды Тимофеевой названа одна из улиц нашего города: до войны она работала нарядчицей заготовительного цеха, затем стала минёром. Погибла в бою с немцами в 1942 году. А начальник цеха платформ Виктор Круглый в 1943–44 годах организовывал партизанское движение на Украине. На территории завода установлен обелиск в память о павших в боях за Родину вагоностроителях.
С вагоностроительным заводом тесно связаны судьбы семи Героев Советского Союза. Это Алексей Тимофеевич Аболихин, Василий Николаевич Голоулин, Павел Александрович Кайков, Николай Иванович Кирьянов, Иван Иванович Кокшаров, Сергей Иванович Коновалов и Михаил Ильич Румянцев.

Все 75 лет на предприятии чтят память о той страшной войне. С горечью приходится осознавать, что участников войны остаются единицы. Сейчас шефство идёт в основном над «детьми войны», тружениками тыла: здесь никогда не забудут, какое им досталось трудное время, как много они сделали ради мирного неба. Молодые заводчане, чтобы оказать помощь старшему поколению, идут в волонтёры. А подробно узнать о военной истории вагоностроителей помогает заводской музей, где к Дню Победы подготовили специальную экспозицию. Есть в ней и элементы новых технологий: скачав приложение «Вагоностроитель» на смартфон, можно поднести его к стенду с Героями Советского Союза, и картинка оживёт, рассказав о судьбе каждого из них.

Кстати
В цехах, где выпускали мины и снаряды, в 1943 году создали комсомольско-молодёжные бригады. Лучшим из них присваивали звание фронтовых. Это значит, работали по-фронтовому, ударно. Комсомольцы вагонзавода инициировали движение за создание таких бригад по всей области. Бригадиров Владимира Андреева, Таисию Митюрёву и Женю Рысеву даже отправляли в Москву на всесоюзное совещание.
Сегодня, в условиях соблюдения противоэпидемологических мер, музей не принимает гостей. Он обязательно откроет свои двери, как только станет возможным, и прежде всего – для учеников тверских школ. Пока же, при поддержке Тверского регионального отделения СоюзМаш России, организована онлайн-экскурсия, посвящённая трудовым и боевым подвигам тверских вагоностроителей в годы Великой Отечественной войны.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах