Легенда отечественного самолётостроения Андрей Туполев - один из самых известных уроженцев Тверской земли, но отношения с малой родиной у знаменитого авиаконструктора были непростыми.
Об этом и о многом другом накануне 130-летия со дня рождения Андрея Николаевича, который отмечается 10 ноября, корреспонденту «АиФ Тверь» рассказал его внук Андрей Туполев, продолжающий семейное дело.
Работал круглосуточно
Сергей Диваков, «АиФ Тверь»: Для всех Туполев был легендарной личностью, а для вас просто дедом. Андрей Алексеевич, каким вы его запомнили?
Андрей Туполев: Дедушка, к сожалению, ушёл из жизни, когда мне было 11 лет, но я хорошо его помню. Андрей Николаевич слыл отзывчивым человеком, всегда обо всех заботился. Постоянно помогал людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Дед был депутатом Верховного Совета СССР, ему приходило огромное количество писем с просьбами. Он уделял им очень много времени, впрочем, как и воспитанию внуков. Я и моя младшая сестра часто отправлялись в автомобильные прогулки с ним и его другом - академиком Александром Виноградовым. С детства дед приучил нас интересоваться театром и живописью. В то же время Андрей Николаевич был достаточно строгим, и некоторые шалости нам с рук не сходили.
- Рассказывал ли дед о своей работе?
- Трудовая деятельность у деда не завершалась с концом рабочего дня. В выходные и вечером к нему приезжали его сотрудники, а также представители предприятий, связанных с созданием авиационной техники. Они обсуждали испытания самолётов, новые проекты. Конечно, я мало что понимал в этих взрослых разговорах. Но атмосфера, царившая вокруг, наложила свой отпечаток. После окончания школы у меня даже не возникло других вариантов, кроме как поступать в Московский авиационный институт.
- У дедушки были непростые отношения с руководством Кимрского района. В 1928 году его семью оттуда, мягко говоря, попросили. Дед тогда уже был влиятельной личностью, но сделать ничего не смог. После того как Андрею Николаевичу присвоили звание дважды Героя Социалистического Труда, на родине в Кимрах, по советским законам, ему должны были поставить памятник. Поговаривают, что дед, позвонив в исполком, напрямую спросил: «Ну что, засранцы, где памятник устанавливать будете?» Видимо, у него были на то причины. Но о них уже не узнать, ведь мемуаров дед не писал, о своей молодости говорить не любил. В итоге памятник установили в 1979 году на Майской площади, когда Андрей Николаевич уже был трижды Героем Социалистического Труда.
- А вы с сестрой часто ли бываете на родине знаменитого деда?
- Не так давно мы восстановили могилы прадедушки и прабабушки, а также дедушкиного брата. Поддерживаем дружеские отношения с руководством района и Тверской области. Мы с сестрой часто ездим в Верхневолжье. Стараемся помогать как небольшому музею Туполева в селе Пустомазово, так и крупному краеведческому в райцентре. В кимрском музее очень неплохая экспозиция о жизни деда. В ближайшее время недалеко от моста через Волгу, между старым и новым городом, планируют установить памятник самолёту Ту-124, который, по сути, является уменьшенной копией первого советского реактивного пассажирского самолёта Ту-104. Много общаемся с местными краеведами, находим новые интересные факты биографии деда.
Сверхзвуковая эра
- Андрей Николаевич внёс огромные изменения в отечественное самолётостроение. Что, на ваш взгляд, было самым важным?
- Наша страна обладает огромными запасами древесины. Многие считали: раз есть такой неисчерпаемый ресурс, зачем что-то изобретать? Можно и дальше строить деревянные самолёты! А дед настоял, несмотря на серьёзные споры с властями, что надо производить свой алюминий, создавать новые заводы и независимую производственную базу. Фактически он стоял у истоков цельнометаллического самолётостроения. Это определило судьбу отрасли. Если бы пошло всё иначе, мы бы очень серьёзно отстали от других стран.
- В этом году 31 декабря исполнится 50 лет со дня первого полёта Ту-144, одного из самых выдающихся творений вашего дедушки. Как ему удалось создать пассажирский самолёт, способный летать быстрее скорости звука?
У деда в конструкторском бюро работали потрясающие художники, которые занимались внешним видом его разработок. Андрей Николаевич считал, что некрасивые самолёты не летают. Все спроектированные им машины выглядели элегантно. Мои любимые, например, 95-я и 114-я модели. Ну, и «сто четвёрка». Когда она прилетела в Лондон во второй половине 1950-х годов, это вызвало фурор. А для Ту-114, на котором Хрущёв прибыл в Америку, даже подходящий по высоте трап найти не смогли. Это были прорывные вещи, на несколько шагов опередившие своё время.
Где технари?
- Во многих регионах страны остро стоит вопрос нехватки квалифицированных технических кадров, инженеров. Что нужно сделать, чтобы появлялись достойные технари?
- Почему к дедушке в конструкторское бюро шли специалисты? Они понимали, что время здесь не пройдёт впустую. Знали, что все разработки реализуют. Я застал времена, когда выпускников кафедры кибернетики с красными дипломами приглашали на предприятие, и они с удовольствие шли на эту работу. Из них очередь выстраивалась! К тому же была колоссальная социальная защищённость: достойные зарплаты, медицинское обслуживание, жильё. В советское время наша фирма, например, построила несколько кварталов для сотрудников близ метро «Измайловская». Люди, которые занимаются созданием техники, не должны задаваться вопросом, что им есть, где жить и в чём ходить. Тогда и будет спрос на технические специальности. К тому же раньше при Домах молодёжи были авиамодельные кружки, дети интересовались техникой. Сейчас же, если они и есть, то держатся на энтузиазме.
- Есть ли черты характера, которые вы унаследовали от деда?
- Целеустремлённость. Если он ставил перед собой цель, всегда её достигал. Это, наверное, основное, что я усвоил от деда. Его опыт и авторитет помогают мне не только в работе, но и в жизни.
Ещё у деда была потрясающая интуиция. Когда машина взлетала первый раз, он садился в небольшое плетёное кресло рядом со взлётной полосой, точно напротив того места, где самолёт отрывался от земли. Специалисты-аэродинамики говорили: «Нет, этого быть не может, точка отрыва должна находиться в другом месте». Но не было случая, чтобы дед ошибся.
Ещё он умел решать проблемы. Идёт, например, разбор полётов, все обсуждают ситуацию на повышенных тонах. В какой-то момент дед спокойно говорит: «Надо сделать вот так». Это всегда было выходом из положения. Он самолёты буквально чувствовал, для него они были словно живые.