В его дневнике стояли пятёрки по точным наукам и сплошные тройки по языкам. Он проводил гидродинамические эксперименты в своём пруду, а когда дважды получил звание Героя Социалистического Труда, позвонил на малую родину в Кимры и напрямую спросил: «Ну что, засранцы, где памятник устанавливать будете?»
10 ноября исполняется 136 лет со дня рождения патриарха самолётостроения Андрея Туполева. Его путь начинался на Тверской земле – в Кимрском уезде, с властями которого у академика сложились непростые отношения.
Талант разглядел физик
Андрей Туполев родился в 1888 году в селе Пустомазово. Он имел дворянские корни по линии матери, но рассказывать об этом не любил. Его мама, Анна Васильевна (урождённая Лисицына), была дочерью судебного следователя. Она окончила престижную Мариинскую женскую гимназию в Твери, знала несколько языков, прекрасно играла на рояле.
Отец Андрея, Николай Иванович, – нотариус, выходец из сибирских казаков. Учился на юрфаке Санкт-Петербургского университета, но за сочувствие к народникам был выслан из столицы. Тогда семья и купила небольшое имение в Тверской губернии. Будущий авиаконструктор был шестым ребёнком, а всего Туполевы воспитывали семь детей. Жили скромно, копились долги. Сохранилось даже прошение матери об отсрочке платы за учёбу детей.
«Мать сама дала детям хорошее начальное образование. Андрей Туполев посещал также местную церковно-приходскую школу в соседней деревне, но на занятия ходил нерегулярно, – рассказывает директор центра патриотического воспитания имени Туполева, расположенного в деревне Устиново Кимрского округа, Елена Смирнова. – Интерес к технике у мальчика проявился с раннего возраста. В нашем музее хранится его табель успеваемости. По физике, математике и географии – хорошие оценки, а по русскому, латинскому и французскому языкам – тройки».
С 1901 года Андрей обучался в гимназии, о чём позже вспоминал: «Чтобы дети могли учиться, всей семье пришлось переехать в Тверь. Наш класс был дружный, однако хорошо учиться было не принято. Я лишь старался не отставать от сверстников». В Твери юный Туполев открыл в себе талант конструктора. Как правило, мастерил технические игрушки из дерева.
После окончания гимназии в 1908 году пришло время выбирать профессию. Близкие видели в талантливом юноше юриста, врача, педагога. Определиться с призванием помог учитель физики. Туполев поступил в Московское высшее техническое училище. Здесь он увлёкся аэродинамикой, совершил первый полёт на планере. Но уже в 1911 году вернулся на малую родину отбывать «ссылку». Его выслали якобы за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы.
Два года студент провёл в родной деревне под полицейским надзором. Его отца к тому времени уже похоронили. Вместе с матерью и младшей сестрой Натальей начинающий учёный занимался хозяйством: колол дрова, плотничал, возделывал землю. «Я был молод и силён. Хорошо обработал землю, произвёл посадку овощей – и дела начали потихоньку выправляться, материальное положение семьи стало улучшаться», – вспоминал он. В Пустомазово Туполев проводил и гидродинамические эксперименты, для чего самостоятельно выкопал пруд: пускал самодельные корабли.
«Сами развалили – сами и налаживайте»
Сегодня в Кимрах хранят память о знаменитом земляке. А с родной деревней отношения у авиаконструктора при жизни, мягко говоря, не сложились. И для этого есть причины. В 1920-е годы Туполев жил в Москве и уже развивал отечественную авиацию, когда его семья организовала сельскохозяйственную артель в Пустомазово. Но через некоторое время Туполевых выставили из родового гнезда, а хозяйство и земли признали госимуществом. Сестра авиаконструктора Наталья Николаевна и её муж Константин Яковлевич Зельтин вынужденно переехали в город Кимры.
Их приютили в доме башмачника Владимира Спиридоновича Шокина на ул. Орджоникидзе, 10. Сегодня это здание называется «Дом кустаря». По иронии судьбы шесть лет назад кимрские власти чуть было его не снесли, признав аварийным. К счастью, общими усилиями здание отстояли и включили в перечень объектов культурного наследия.
«По рассказам старожилов, Туполева часто видели во дворе этого дома колющим дрова и за прочей работой. Владимир Спиридонович очень тепло принимал Андрея Николаевича, часто и подолгу с ним беседовал. Туполев отвечал главе семейства взаимностью, помог младшему сыну Шокина Сергею с работой, устроив его чертёжником в своё конструкторское бюро», – говорят создатели культурного центра «Дом кустаря».
Навещая сестру в Кимрах, Туполев старался не посещать Пустомазово – слишком уж тяжело было вынести разлуку с родовым гнездом. И обиду на власть сохранил надолго. Известен его резкий ответ на просьбу о помощи в восстановлении местного колхоза: «Сами развалили – сами и налаживайте». А когда его спрашивали про место рождения, отвечал: «Ушло под воду».
«Пустомазово и соседние населённые пункты действительно планировали затопить, но в итоге не тронули. Получилось, что людей расселили, а деревни остались пустовать, – уточняет Елена Васильевна. – Что касается дома Туполевых, то он сгорел перед Великой Отечественной войной от отскочившего от печки уголька, провалившегося под пол».
Хотя – то ли правда, то ли местная легенда – говорят, что селяне не раз после отъезда Туполевых видели кружащий в небе планер и считали, что это сам Андрей Николаевич прилетел посмотреть на свою родину хотя бы сверху.
Влюблённый в небо
Сегодня деревни Пустомазово не существует. Но остался тот самый пруд, который великий авиаконструктор собственноручно выкопал для своих экспериментов. На Воскресенском погосте у небольшой речки Малая Пудица захоронены отец, мать, старший брат и няня Туполева. В Кимрском краеведческом музее создан мемориальный зал, в центре патриотического воспитания в Устиново размещены экспозиции, посвящённые жизни гения отечественного самолётостроения.
Среди экспонатов – архивные фотографии, справки, ключница и костюм академика. Несколько лет назад на малой родине авиаконструктора разработали туристический маршрут «Тропа Туполева». Именем академика названы улицы в Кимрах, Твери и других городах страны.
«Он мечтал, чтобы наша страна была впереди, – говорит Елена Васильевна. – Даже попав под колесо репрессий и будучи оговорённым за вредительство, он оставался человеком, бесконечно любящим своё дело».
Кстати
Под руководством Андрея Туполева создано около 120 самолётов разных типов, 70 из которых выпускали серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.