Какие майские праздники без шашлыков и горячительного! А вот наш сегодняшний гость сам не пьёт и другим не советует. Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Александр Горячев организовал общину трезвости, устраивает крестные ходы против пьянства, ратует за возрождение вытрезвителей и всячески помогает людям избавиться от зелёного змия. Сегодня он гость «АиФ в Твери».
Рецепт Столыпина
Денис Кузнецов, tver.aif.ru: Бытует мнение, что на Руси пьянство было всегда. Вы согласны?
Александр Горячев: Русский мужик пил только по праздникам, потому что в остальное время ему нужно было пахать и сеять. Дворяне, кстати, тоже не злоупотребляли. В 1913 году Россия была на предпоследнем месте по употреблению алкоголя – меньше нас пили только в Норвегии. Повальное пьянство началось в советское время, когда из людей вытравили чувство предпринимателя и собственника. Со временем оно стало едва ли не нормой. Встречи с друзьями, походы в баню, первомайские демонстрации, обмывание покупок, «отходная» в экспедициях, окончание учёбы – практически ни одно событие в жизни человека или общества не обходилось без спиртного. Я тоже был студентом, молодым специалистом, участником советских мероприятий и через всё это прошёл, но освободился от пьянства.
По данным статистики, всплеск употребления алкоголя пришёлся на 90-е годы, когда люди жили в непрерывном стрессе, потом оно несколько сократилось. А сейчас опять растёт. Возможно, это такой способ защиты нервной системы от перегрузок и тревожных новостей.
– Многие наши фермеры жалуются на проблему пьянства на селе. Как её решить?
– Эта проблема не столько социальная, сколько экономическая. Понятно, что нужно возрождать деревню, тогда пить перестанут. Но как это сделать, если селянин, взявший ссуду, обязан уже через три месяца начинать платить непомерные проценты? Как ему начать работать, если нет возможности? На эти вопросы ответа, похоже, не знает сегодня никто. Зато его знал премьер-министр России Пётр Столыпин: переселяя крестьян в Сибирь ради освоения новых земель, он на четверть века освобождал их от налогов. Когда люди не чувствуют себя хозяевами на своей земле, трезвость заканчивается – «да пропади оно всё пропадом!».
Если бы человек работал постоянно, пьянства, наверное, было бы меньше. Нужно дать людям не рыбу, а удочку, чтобы в них проснулись предпринимательство и интерес к созидательной жизни. Дать возможность открыть своё дело, поднять личное хозяйство. Бывает, что я ругаю некоторых прихожан: «Не пейте, лучше хотя бы кур разводите». А они отвечают: «Чтобы купить кур, нужно построить курятник, но денег нет, а кредиты слишком дорогие». И я понимаю, что они хотят изменить свою пьяную жизнь, но упираются в стену.
В борьбе за трезвость
– На ваш взгляд, что мешает русскому человеку жить трезво?
– Предложения выпить сыплются на человека со всех сторон. В магазинах стеллажи с алкоголем находятся на видных местах. Когда власти запретили продавать его после 22 часов, большинство круглосуточных торговых точек перешли на дневной режим работы – иной мотивации торговать по ночам, кроме спроса на алкоголь, у них не было. И так далее. В такой ситуации нужно решить для себя, что трезвость – норма жизни. Между прочим, этот знаменитый советский девиз впервые появился на тверской земле. Придумал его наш писатель Пётр Дудочкин. Он написал «Манифест трезвости» и отправил его в ЦК КПСС, и там идею одобрили.
– Как уберечь детей из пьющих семей от повторения родительской судьбы?
– Если взрослые члены семьи пьянствуют, поломать этот стереотип в глазах детей очень сложно. На мой взгляд, корень зла – в том, что «питие» стало обыденным ритуалом. Так быть не должно. Нужно воспитывать и перевоспитывать взрослых, ведь если не будет родительского примера, то дети не станут повторять его.
На днях я шёл по микрорайону «Южный» и с удовольствием наблюдал, как на спортивной площадке занимались человек 15 юношей. Подошёл к ним и говорю: «Молодёжь, а сделайте-ка подъём-переворот на перекладине – посмотрим, на что вы годитесь». Сделали все. Я убеждён, что эти люди никогда уже не потопят свою жизнь в алкоголе и их дети вряд ли тоже.
– Как убедить слабого духом человека начать бороться со своей страстью?
– Если он понимает свою проблему, то никакие страшилки не нужны. «Хирургическая операция – это больно, но без неё я умру» – примерно так он рассуждает. А если сомневается, значит, ещё не готов изменить свою жизнь.
Пьянство – грех
– Пускаете ли вы в храм пьяного человека?
– Наша община кормит бездомных, на трапезу приходят по 30–40 человек, среди них бывают и нетрезвые люди. Если они ведут себя непристойно, мы предлагаем им выйти из храма. На исповеди человек рассказывает о своих грехах. Пьянство – это грех, поэтому исповедовать пьяного бессмысленно. На часто пьющего человека священник может наложить епитимью, например обязать прочитать что-то по этой теме и посещать школу трезвости.
– Поддерживаете ли вы воссоздание вытрезвителей?
– Абсолютно, это необходимое учреждение. Возникло оно не в советское время, а в Древней Руси, и называлось «съезжая изба». Ямщики ездили по городу, собирали мужиков, падавших в сугроб на выходе из кабака, свозили их в эту избу, и там бедолаги отсыпались в тепле. А первый медвытрезвитель открылся в 1902 году в Туле благодаря местному врачу Фёдору Архангельскому. Свою идею он мотивировал тем, что тульские мастеровые – это золотой запас России и нужно, чтобы у них не отмерзали руки и ноги после попоек. К сожалению, при советской власти вытрезвитель превратился в карательное учреждение. Но туда ведь попадали не только алкоголики, но и люди, которые, например, пьянели от одной рюмки, и вытрезвитель их спасал. Я – за спасение.
Досье
Священник Александр (Горячев). Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Председатель отдела социального служения и церковной благотворительности Тверской епархии, председатель Попечительской комиссии. Член Международной академии трезвости.