«О будущем отечественной культуры говорить в сегодняшней ситуации непросто: с одной стороны, всё понятно, с другой – есть нюансы», – считает кинорежиссёр Павел Дроздов, большой друг нашей редакции и сегодняшний гость «АиФ в Твери».
Ушли, чтобы вернуться
Денис Кузнецов, tver.aif.ru: Павел Валерьевич, кризис – это новые возможности. Так говорят все, кто прошёл через испытания. Согласны?
Павел Дроздов: Абсолютно. Одно только моё поколение пережило их немало, и каждый открывал двери для новых кинокомпаний, режиссёров, артистов, сюжетов и сценариев. Я уверен, что и этот кризис будет плодотворным. Пусть сейчас нас отсекли от мирового кинематографа, но пройдёт время – всё изменится.
– Кинокомпании США и Европы объявили об отмене кинопремьер в России. Что теперь будет с нашей киноиндустрией? Смогут ли российские фильмы «заместить» Голливуд?
– Резко взять и заменить иностранное кино отечественным невозможно: мы не сможем произвести нужное количество фильмов различных жанров. Проблема в том, что создание даже самого простого фильма или сериала длится минимум год, а если это блокбастер, то несколько лет. Ускорить процесс нельзя: у зрителя будет ощущение, что ему подсунули «некондицию». Творческий потенциал у российской киноиндустрии огромный, но должно пройти какое-то время, прежде чем произойдёт импортозамещение. Лично я думаю, что в Россию вернётся зарубежное кино, тем более что политики сейчас начитают договариваться. По самым оптимистичным прогнозам, это может произойти уже к новому году.
– На ваш взгляд, что хочет видеть на экранах современный зритель? Совпадают ли его ожидания с тем, что предлагает современный российский кинематограф?
– Для современного зрителя кино – в первую очередь развлечение. У нас же снимается много фильмов «не для всех», которые интересны кинофестивалям и критикам, но не массовому зрителю. Чтобы заполнить кинотеатры, надо снимать интересное развлекательное кино. Обратите внимание, я не сказал «бездумное» или «легкомысленное»: кино «со смыслом» тоже может быть развлекательным. Хороший пример такой гармонии – фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин» режиссёра Алексея Пиманова. Лента рассказывает о турне московского футбольного клуба «Динамо» на Британские острова в ноябре 1945 года.
Ещё нужны комедии. Я рад, что именно в трудные для нашего народа дни киностудия «Кит» объявила творческий конкурс среди сценаристов на лучший комедийный сценарий.
«Мобилизация» не требуется
– Многие зрители были готовы к санкциям в экономике, но санкции в культуре стали неожиданностью. Будет ли продолжен культурный обмен?
– К сожалению, сейчас пока так: фестиваля «Кинотавр» в этом году не будет, а Московский кинофестиваль перенесли на осень, при этом лишив его международной квалификации. Но это не значит, что забанена наша культура. Конечно же нет. Южная Америка, Азия, Африка будут продолжать культурный обмен с нами. Корейский телесериал «Игра в кальмара» посмотрели в России многие, мнения у всех разные, но это только начало узнавания корейского кинематографа «для всех». Как говорят в народе, нет худа без добра: ушла западная киноиндустрия – теперь сможем получше узнать восточную.
Что касается «западного направления» как такового, то пройдёт полгода, год – и начнётся нормализация отношений российской, европейской и североамериканской культур. По-другому не бывает. Её носители должны общаться друг с другом, делиться своим творчеством.
– Смогут ли санкции дать новый импульс развитию культуры? И что нужно для «мобилизации» киношников, чтобы они производили больше хорошего кино?
– Мы понимаем, что кинобюджеты расти не будут. Придётся действовать по принципам «голь на выдумки хитра» и «с деньгами каждый сможет сделать, а ты сумей без денег». Собственно, так и было всегда, ничего нового. Поэтому мой ответ: да, смогут. А «мобилизация» не требуется: мы всегда работаем в «сконцентрированном режиме». Продюсеры лишь скорректируют задачи на текущий год, исходя из реалий. Но нужно «подтянуть» маркетинг.
Пираты XXI века
– Сейчас обсуждается отмена наказания за так называемое пиратство. Лично вы как относитесь к этому явлению? Не будет ли оно в нынешних условиях процветать?
– Отношусь крайне отрицательно, так как пираты бьют не по конкретным режиссёрам, а по киноиндустрии в целом. Чтобы собрать деньги на следующий фильм, надо сначала продать предыдущий. Из-за пиратства производство фильмов может полностью остановиться, даже санкции для этого не нужны. Да и с этической точки зрения пиратство – это неправильно.
Скорее всего, оно сейчас разовьётся. Думаю, что объектом «посягательства» станут киноновинки, которые теперь нельзя посмотреть легально. Люди ведь в большинстве своём согласны платить за просмотр, только возможность для этого исчезла. Есть деньги, но нет кино. Наверное, в этом главное отличие дня сегодняшнего от периода «дикого рынка»: тогда кино было, а денег не было.
– Правда ли, что с ограничением интернет-возможностей для просмотра кино мы опять возвращаемся к просмотру телевизора?
– Абсолютно нет. В России десятки интернет-платформ и столько же онлайн-кинотеатров для всех категорий зрителей. Каждый может выбрать себе подходящую: ОККО, ivi, KION, More.tv, YouTube и т.д. В любом случае телевизор доминировать не будет, процесс перетекания зрителя в интернет продолжится. Тем более что молодёжь не смотрит телевизор. Для неё он «фон», да и то лишь тогда, когда программа интерактивна, то есть её в любой момент можно поставить на паузу. И, на мой взгляд, это необратимо.
– После начала спецоперации Миланский университет Бикокка отменил курс по Достоевскому. Потом спохватились и вернули. Многие у нас считают, что Запад накажет сам себя, ущемляя русскую культуру. Что думаете вы?
– Истерия, которая сейчас происходит в странах Запада, влияет на рассудок даже умных людей, преподающих в университетах. Они начинают совершать глупые поступки. К счастью, это единичные случаи. Исключить русских гениев из мировой культуры невозможно.
Назад в будущее
– Почему у нас снимают мало качественной фантастики, хотя этот жанр любят миллионы зрителей?
– Голливуд – это всемирная фабрика по поточному производству кинопродукции любого класса, хронометража и уровня спецэффектов и отлаженная система её продвижения «в массы». В России такой фабрики нет: мы всё ещё делаем «штучное» кино. С технической точки зрения, мы можем производить качественные фантастические блокбастеры: есть и идеи, и специалисты, и технологии. Но нет достаточного финансирования. Американские «Звёздные войны» или «Валериан и город тысячи планет» – очень дорогое удовольствие: бюджеты этих фильмов составляют сотни миллионов долларов. Проблема только в деньгах.
– Зато у нас потрясающее чувство юмора. Согласны?
– Это так. Зарубежный зритель понимает этот добрый юмор и смеётся от души. Например, «Маша и Медведь» хорошо продаётся во всем мире, мультфильм показывают по зарубежным телеканалам и на стриминговых сервисах, число просмотров сумасшедшее. Аниматорам удалось сделать уникальный национальный кинопродукт. Жаль, если из-за санкций иностранцы откажутся от закупок новых серий.
– В СССР снимали добрые мультики про Винни-Пуха и котёнка по имени Гав, а потом стали подражать иностранным. Может быть, санкции – повод вернуться «к истокам»?
Кстати, ведь мировой кинематограф Голливудом не исчерпывается. Есть ещё кино японское, корейское, китайское, бразильское, индийское, африканское, кино стран бывшего Советского Союза и т. д. Из него мы тоже черпаем лучшее, и никакой «железный занавес» помешать этому не сможет. Уверяю вас: в этом смысле всё будет хорошо.
– То есть, сегодняшние ретроспективные показы старых лент в кинотеатрах не нужны?
– Киношники делают фильмы для людей, не для себя. И делают их в контексте времени, в котором сами живут. Современному российскому кино не более 25 лет, всё остальное для современного зрителя – архивная история. Ретроспективы, может, и сработают один раз. Но в целом советские фильмы – такие как «Чапаев», «Война и мир», «Ирония судьбы», «Служебный роман» и другие – восприняты новым поколением не будут. Новый зритель, повторю, другой.
– А пойдут ли тверичане на фильмы «Брат» и «Брат-2», снятые как раз четверть века назад? Например, кинотеатр «Звезда» в Твери сейчас проводит такой показ.
– Эти фильмы зритель любит. Думаю, на ретроспективе даже аншлаги будут. Но в первую очередь, такие показы поддержат кинотеатральные сети, которые сейчас остро нуждаются в деньгах.
Искать вдохновение
– Верхневолжье часто называют «русским Голливудом». Чем наш регион привлекает киношников?
– Во-первых, возможностью снимать природу, не выезжая далеко от Москвы. В Тверской области есть реки, карьеры, поля, озера, холмы. В Конаковском, Вышневолоцком и Весьегонском районах можно снимать море. Много лесов, причём разных. Берёзовые – это в кино среднерусская полоса, дубовые – юг страны, сосновые – Сибирь. Во-вторых, привлекает тверская архитектура. Здесь много классических старых городков, улиц и площадей, можно снимать эпизоды исторических кинофильмов о совершенно разных эпохах. Торжок в этом смысле просто находка. Природные и архитектурные богатства Тверской области – существенная экономия бюджета для киногрупп.
– Культура всегда объединяла людей и помогала пережить самые сложные времена. Дайте совет, как их пережить тем, кому нужно больше, чем пиво и телефутбол.
– Мой совет простой: читать хорошие книги, смотреть хорошее кино, слушать хорошую музыку, общаться с умными и близкими людьми. Ни в коем случае не разрывать личных связей: даже если ваши позиции категорически не совпадают – поставьте спор на паузу, найдите то, в чём вы согласны. Словом, находите в культуре вдохновение и жизненные силы.
Досье
Павел Дроздов. Родился 22 февраля 1977 года в Калинине. Выпускник ТвГТУ (специальность «программист») и Санкт-Петербургского госуниверситета кино и телевидения (специальность «режиссёр»). Обладатель Гран-при III Международного Московского кинофестиваля семейных и детских фильмов «Верное сердце», Санкт-Петербургского фестиваля «Мартовские КИТы» и Санкт-Петербургского фестиваля молодёжного киновидеотворчества «Ножницы».