Полина Гагарина прикусила блокнот, а Валерий Меладзе удивлённо воскликнул: «Я не понимаю, как она поёт!» Так эмоционально отреагировали наставники популярного вокального шоу страны «Голос. Дети» на выступление школьницы из Твери Полины Грозновой. Ещё бы: девочка владеет необычной техникой исполнения – йодлем! Полине 14 лет. Она занимается в тверской образцовой вокальной эстрадной студии «Парус» при досуговом центре «Мир», чьи воспитанники не раз становились лауреатами престижных международных конкурсов. Эфир с Полиной состоится 13 марта.
А пока мы поговорили с руководителем студии и педагогом по вокалу Оксаной Кузнецовой о «Голосе», талантах и о том, почему на детях сегодня делают бизнес.
Так болели, что Нагиев в шоке
Екатерина Евсеева, «АиФ-Тверь»: Ваша ученица пробует силы на главном вокальном шоу страны. Какие чувства испытываете?
Оксана Кузнецова: Полина – настоящий боец. Когда она шла на конкурс, мы с ней проговаривали, что в шоу может быть всякое, и к этому надо быть готовой. Могут выбрать, а могут не повернуться. Независимо от результата главное – исполнить всё правильно и получить удовольствие от того, что делаешь на сцене. Именно с таким настроем Полина и отправилась на кастинг.
В этом учебном году она уже взяла два Гран-при, исполняя йодль. Родители решили попробовать показать данный номер и на детском «Голосе», подали заявку. Я об этом узнала, когда уже пришёл ответ. На этап «слепых прослушиваний» поехала поддерживать Полину вместе со всеми. Помню, что волонтёры перед выступлением попросили нас быть самими собой, поддерживать ярко. В итоге мы болели так эмоционально, что Дмитрий Нагиев даже удивлённо спросил: «Чего вы так кричите?» А мы действительно переживали, находясь в комнате для группы поддержки. Видим в стекло, что наставники бурно реагируют на выступление Полиночки, но не поворачиваются. Проходит первый куплет, второй… Как тут оставаться спокойным?! Но сама Полина – молодец. Она потом призналась, что, когда наставники не поворачивались, решила петь с ещё большим напором. То есть она не сдалась, а пошла до конца.
– Что за стиль исполнения – йодль?
– Иначе его называют тирольским пением, зародилось оно в Швейцарии. Считается, что такая манера появилась среди альпийских пастухов как способ переклички между собой. Это особый стиль пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров – с грудного на головной резонатор. Звучит это всегда задорно. Сегодня часто не хватает позитива. Такая музыка поднимает настроение. Это радость, здоровый смех.
Полина поёт не только йодлем, но эта манера исполнения ей даётся легко. У неё от природы подвижная гортань. Наставники даже сказали, что с этой программой ей можно ехать за границу и показывать там, как надо исполнять йодль. В студии есть ещё девочки, которые так же поют. А самым первым ребёнком, который запел йодлем в России, стала наша Соня Платонова.
Испытание славой
– Участие в подобных конкурсах – стресс даже для взрослого. А как настроить детей?
– Я всегда открыто разговариваю с детьми и с их родителями. Предупреждаю, что надо быть во всеоружии. Мы и с Полиной говорили: одного йодля для «Голоса» может быть мало. На самом деле для шоу нужно знать десять композиций разных жанров. На конкурсе могут попросить исполнить любую песню – и вовсе не обязательно ту, что ты заготовил. Однако на какой бы проект ни шли мои ученики, они знают, что я их в любом случае поддержу. При этом стараюсь дать понять ребёнку, что от любого конкурса можно ждать чего угодно. Если на каком-то проекте по определённым причинам ребёнок не прошёл, это не значит, что он не нужен. Его всегда ждут родители, друзья, педагоги.
– Сцена – это престиж, деньги. Какова обратная сторона испытания славой, особенно если та пришла в юном возрасте?
– Слава – это не сиюминутное явление. Её надо заслужить. Вот ты пройди путь, как Алла Пугачёва, с нуля, тогда и можно делать какие-либо выводы. К сожалению, когда жизнь поставит подножку, сложно не сломаться на первых этапах. Мы знаем примеры ещё из советского времени, когда дети рано становились звёздами, а затем погибали физически или морально, потому что оказались не востребованы. Опасностей на этом пути много.
Ещё одна проблема – дети проживают на сцене взрослую жизнь. Это может сказаться на психике. В жизни всё должно идти поэтапно: любовь родителей, знания, профессия, семья и т.д. У нас сейчас как? Вчера ты был в детском саду, а сегодня прыг – и уже в профессии. А здесь у тебя отношения, семья, неразделённая любовь и т.д. То есть ребёнок поёт о жизненном опыте, которого у него ещё нет, и пропускает его через себя. Что такие дети будут делать дальше, если они уже всё знают? Останется ли место для настоящих чувств в реальной жизни?
Это бизнес
– Существуют десятки конкурсов, открывающих молодые имена. При этом по телевизору выступают одни и те же звёзды – и не все из них, честно говоря, отличаются большим талантом. Не обидно?
– Знаете, это уже норма жизни. Я и своим ученикам поясняю. Несмотря ни на что, наша главная задача – уметь удивить себя. Мы поём на разных языках, разным стилем. Нам здесь хорошо, комфортно, удобно. У нас есть любимое дело. Многие мои ученики определяют для себя приоритеты с малых лет. Не секрет, что сегодня есть так называемые проектные дети, которые переходят из конкурса в конкурс. Ничего плохого не хочу сказать про людей, которые это организуют. Просто у них главная задача – получить звезду и деньги. Для меня голос – особый дар. В работе с учениками я стараюсь быть не просто учителем, но и наставником, психологом, который через собственный опыт поисков, достижений и ошибок пытается преподать материал так, чтобы воспитать не просто певца, а ещё музыканта и артиста.
– То, что сегодня на детях строят бизнес, тоже воспринимать как данность?
– Да. Мы, к сожалению, уже ничего не сделаем. Соц-сети, ютуб – люди сами себя охотно выставляют. Один из представителей детского «Евровидения» как-то сказал мне: «Вы, родители, сами продаёте своих детей. Поэтому чего хотите от нас?» Есть предложение – есть спрос. Люди шоу-бизнеса быстро просекли и поняли, как делать на этом деньги.
Главное – желание
– Ваши дети – постоянные участники и победители крупных фестивалей. Как раскрыть талант ребёнка и при этом не переусердствовать в своих стремлениях?
– Быть честными с детьми. Я много с ними разговариваю. В любой ситуации, приятная она или нет, садимся и обсуждаем. Особенно много надо общаться с подростками, мотивировать их и буквально отрывать от гаджетов, которые забирают всё их внимание. Со временем я поняла, что нужно быть строгим педагогом. Однако многое зависит от желания самого ребёнка. Есть притча о том, как к старцу приходит ученик и просит его обучить. А тот опускает его в чан с водой и держит некоторое время. Ученику недостаёт кислорода, и старец говорит: «Когда знаний не будет хватать так же, как воздуха, тогда и приходи». Понимаете, научить невозможно, можно только научиться. Ни одно наше желание не может полноценно воплотиться в жизнь, если этого по-настоящему не хочет сам человек.
Однако если ребёнок не может сейчас что-то делать, не значит, что он хуже того, у которого отличные данные от природы. Просто ему нужно больше времени, чем другому. У каждого свой срок, чтобы раскрыться.
– Что важнее: талант или трудолюбие?
– Для меня талант и есть труд. Я сама так воспитана. Мне всё давалось сложно, через преодоление. И я поняла, что главное в жизни – трудолюбие. Моё детство и юность прошли в Спировском районе. Школа находилась в нескольких километрах от дома. Путь занимал около часа в одну сторону. Каждый раз я шла пешком, с большим портфелем, никто меня не подвозил. После обычных уроков занималась в музыкальной школе. Ещё учась в средних классах, создала коллектив при школе, занималась вокалом с детьми младшего возраста, пыталась ставить танцы, записывала фонограммы. Помню, как смотрела «Утреннюю звезду», будучи уже музыкальным педагогом, и плакала, слушая песни в исполнении мальчишек и девчонок. Я мечтала, чтобы так же запели мои творческие дети. Так сложилось, что моя работа стала смыслом жизни. Я очень рано поняла, что значит слово «педагог», и осознала, что именно такое предназначение мне дал Бог.