Примерное время чтения: 11 минут
1422

Дорога к Пушкину. Художник Борис Диодоров – о жемчужинах Тверской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ Тверь 08/06/2021
Борис Диодоров / Из личного архива

Жителям Тверской области Борис Диодоров известен в первую очередь как создатель частного музея «Дорога к Пушкину» в селе Погорелое Городище Зубцовского района и Центра Андерсена в Ржеве. А вся Россия, весь Советский Союз и весь мир знали и знают его как великолепного иллюстратора детских книг, изданных на трёх континентах, и как посла Андерсена в России – этот титул был присвоен ему королевой Дании.

Человек энциклопедических знаний, помноженных на колоссальный жизненный опыт, педагог, обладатель невероятной памяти... Сейчас Борису Аркадьевичу 87-й год, и он по-прежнему преподает науки своим студентам. Накануне дня рождения Пушкина Борис Диодоров дал интервью «АиФ в Твери».

Жемчужина Зубцовского района

Денис Кузнецов «АиФ Тверь»: Борис Аркадьевич, как возникла идея создать музей Пушкина в Погорелом Городище?

Борис Диадоров: Ещё в 1975 году у дороги вблизи Погорелого Городища висел старый информационный щит с профилем Пушкина. Висел, конечно, не просто так: в те годы пушкинисты много спорили, был он здесь или нет. Сейчас нет никаких сомнений: был. В Погорелом Городище живёт выдающийся историк, краевед, писатель Сергей Кутейников. В Доме культуры города в 2016 году создаётся музей Пушкина. В 2017 году музей получает статус: Частное учреждение «Музей «Дорога к Пушкину», и появляется первая экспозиция в зале рядом с библиотекой ДК.

В 2018 году издаётся книга Сергея Кутейникова «…нашёл в Погорелом Городище», в которой опубликовано восьмистраничное письмо Пушкина приятелю Николаю Раевскому-младшему, посвящённое русскому правителю Борису Годунову – Пушкин в это время как раз работал над этой драмой. В письме он сообщает: «(Мой) предок был всем, чем угодно, даже поджигателем, как это доказывается грамотой, которую я нашёл в Погорелом Городище…» «Предок» – это воевода Гаврила Пушкин, сражавшийся в период польско-литовской интервенции на литовской границе, проходившей вблизи Погорелого Городища. В 1617 году он сжёг поселение – отсюда и название. А «грамота» – это жалованная грамота русского царя Михаила Романова Погорелому Городищу. Именно в ней сообщается, что воевода Гаврила Пушкин сжёг посад, погорельцы разбрелись по округе и царь приказывает найти их и вернуть в сожжённое село, чтобы возродить его. Царь сообщает, что предоставляет вернувшимся льготы на пять лет и освобождает их от всех налогов.

До 1901 года эта грамота хранилась в местном Богоявленском соборе. Как она могла попасть к Пушкину? Ответ очевиден: в период работы над драмой «Борис Годунов», часть событий в которой происходит именно в Погорелом Городище, поэт побывал здесь и видел царский документ лично. То есть историк Кутейников опубликовал неопровержимое доказательство пребывания Пушкина в Погорелом Городище в 1826 году.

– Что находится в музее и есть ли там уникальные артефакты?

– Основная тема формируемой коллекции – история России в творчестве Пушкина глазами художников разных поколений, непосредственно пушкинская эпоха и всё, что связано с личностью поэта. Здесь, например, представлены две посмертные маски Пушкина, снятые сразу после его кончины. Есть серебряная медаль к 100-летнему юбилею поэта – всего их было выпущено 20 штук. Редкие пушкинские издания, секретер времён Павла I, фарфор, гравюры, веер из слоновой кости, театральная трубка-одноглядка, рукописная страничка письма XIX века с упоминанием имени Николая Раевского, найденная при реставрации в обивке кресла, миниатюры неизвестных художников XIX века, статуэтки, пудреницы. Из экспонатов, не связанных с Пушкиным, упомяну офорт 1656 года «Портрет Яна Лутмы» кисти Рембрандта.

Мы передали музею завещанные нам коллекции, в том числе народной артистки СССР Софьи Пилявской. Это собрания мебели, картин, гравюр и посуды пушкинского времени. Семья народного артиста СССР Петра Глебова передала несколько гравюр. Немало экспонатов подарил нам российский и французский искусствовед и историк моды Александр Васильев. Уже 1000 подаренных единиц хранения, и они продолжают поступать. Ну, а сам я отдал туда свою коллекцию картин, собранных до 1983 года, и вложил в музей все свои личные сбережения.

Когда экспозиция начала очень быстро расти и экспонаты уже не помещались в зале Погорельского Дома культуры, районная власть выделила нам довольно большую площадь в г. Зубцове, в здании XIX века «Казначейство». Здесь так называемый «алмазный фонд», то есть собрание подлинных и особо ценных артефактов XVII-XIX веков. Но помещений по-прежнему не хватает. Конечно, под такой музей нужно строить отдельный комплекс.

– Да, мы знаем, что есть великолепный проект, но он пока что не реализован. Почему?

– Потому что за словесными обещаниями властей ничего не последовало. Нами вместе с московскими музеями, музеями Санкт-Петербурга и Пушкиногорья, а также вместе с большой группой пушкинистов, музейщиков, выдающихся деятелей культуры сделано самое главное и сложное: создано новое, открытое на исторических фактах из жизни Великого Солнца России Александра Сергеевича Пушкина, музейное пространство.

Нам сдали в аренду землю под будущий музей в Погорелом Городище, прибиблиотечную комнату и дали 20-летнюю аренду помещения «Казначейства» в Зубцове.

Проект музея «Дорога к Пушкину» выполнен заслуженным архитектором России Алексеем Куренным, построившим или отреставрировавшим весь центр Москвы. Его особенность в том, что он соединяет между собой два старинных особняка, увеличивая выставочное пространство в несколько раз. Там предусмотрены три библиотеки. Одна – под Пушкиниану: собрания книг, подаренных российскими пушкинистами разных лет, другая – под народную пушкинскую библиотеку, третья – библиотека искусств (книги об искусстве всех времён и народов, монографии художников, музейные альбомы). Я надеюсь, что комплекс всё-таки удастся построить.

– В Тверской области теперь два музея Пушкина: ваш и музей в селе Берново в Старицком районе. Они, скажем так, конкурируют?

– Нет, конечно! Конкуренция там, где деньги, а мы всю жизнь дарили, а не торговали. Оба музея дополняют друг друга. Более того, когда мы рассказываем туристам о Пушкине, то всегда советуем им продолжить экскурсию в Бернове. А те наши артефакты, которые более подходят музею в Берново, мы готовы туда передать. И ещё я уверен, что «Дорога к Пушкину» со временем войдёт в туристический маршрут от Москвы до Петербурга. По дороге к Пушкину – от Погорелого Городища, Торжка, Бернова, Малинников, Старицы, Пушкиногорского заповедника (Михайловское, Тригорское, Петровское), Пскова, Пушкина, Петергофа, пушкинских музеев в Петербурге – полноводная дорога российской культуры к возрождению «золотого века» нашей лучшей страницы истории с родоначальником оного к светлому и культурному будущему.

Непревзойдённый

– Кто такой Пушкин лично для вас? Когда вы впервые узнали его?

– «Узнал» – хорошее слово. Читал я его с четырёх лет, мне нравились и стихи, и проза. Но узнал я его значительно позже благодаря ныне покойной супруге Карине (советская и российская поэтесса, актриса и театральный педагог Карина Степановна Филиппова-Диодорова. – ред.). Она часто читала мне Пушкина наизусть. Сегодня Пушкин для меня гораздо больше чем поэт: я каждый день заново открываю его для себя. Это неисчерпаемая личность, живая плазма, вобравшая в себя всё лучшее человеческое, с его ошибками и борьбой с ошибками. Каждое его стихотворение непредсказуемое. Он самый живой русский поэт, дышавший идеалами прекрасного. На мой взгляд, его пока не превзошёл никто. Кстати, в молодости я не иллюстрировал его произведения: молодым художникам в те годы неохотно давали классику.

– Вы объездили весь мир. Много ли за рубежом пушкинских экспозиций? Чтят ли там великого русского поэта?

– Там мало интеллигенции в нашем понимании этого слова. Приведу пример из истории. Тургенев перевёл на французский язык стихотворение Пушкина «19 октября». Очень старался, обдумывал каждое слово – с точки зрения самого Ивана Сергеевича, перевод получился блестящим. Он показал его писателю и переводчику Просперу Мериме. Затем они надолго расстались, и француз длительное время не проявлялся и ничего не отвечал, вопреки тогдашней традиции отвечать письмами. При первой же встрече Тургенев спрашивает: «Ну как тебе Пушкин?» А тот спокойно отвечает: «Ну как-как?.. Банально!» Так что – нет, за рубежом Пушкина в целом не знают, потому что даже в блестящих переводах его очень трудно раскрыть. Но, конечно, какая-то часть иностранцев знает его.

Художник, сказочник и королева

– Вы – официальный посол Ханса Кристиана Андерсена в России. У вас сложились особые отношения с великим сказочником?

– Можно сказать и так, да. Началось всё в 1993 году, когда у меня в издательстве Парижа вышла «Снежная королева» и я познакомился с главой МИДа России Андреем Козыревым. В результате знакомства я получил приглашение с выставкой в Копенгаген – тогда Россия выходила на внешние рынки. На вернисаже выставки хозяин центральной газеты Дании «Политикен» господин Пундик пригласил меня на празднование 500-летия подписания договорных отношений между Россией и Данией с огромной персональной выставкой. Выставка была приобретена знаменитым музеем Андерсена в Оденсе, городе, где родился великий сказочник. В 1997 году в Париже выходит «Русалочка» с моими иллюстрациями, а в 2001 году я удостаиваюсь самой престижной в мире Гран-при Андерсена, вручённой мне в Оденсе принцессой Александрой.

Содержанием главного приза было ежегодное приглашение нас с Кариной на празднование дня рождения Андерсена, отмечаемого 2 апреля каждого года. Вы не представляете, со сколькими людьми мы там познакомились, сколько друзей приобрели. В каждом чествовании Андерсена принимала участие королевская семья, и в результате наших общений в Дании и России мы удостаивались чести часто встречаться. Её Величество Маргрете II была в России единожды, а её супруг принц-консорт Датский Хенрик был дважды, и один раз я лично водил его в Музей-усадьбу Льва Толстого в Хамовниках.

В 2005 юбилейном году я, один из немногих, стал послом Андерсена. В 2009 году на праздновании моего 75-летия датский посол в России Пер Карлсен объявил, что у Дании в России два посла: он – чрезвычайный и полномочный – и я – посол Андерсена.

В дни торжеств, посвящённых 200-летнему юбилею Андерсена, я, как президент «Фонда Андерсена в России», издаю огромный альбом русских иллюстраторов датского гения, куда были включены работы около 400 художников, с временным охватом с 1868 по 2005 год, начиная с первого русского иллюстратора Михаила Клодта.

Также в 2005 году мы с начальником отдела культуры Ржева Галиной Мешковой открыли вместе с представителями датского посольства в России «Центр Андерсена во Ржеве».

Большая родина

– Приезжаете ли вы в Тверскую область не по работе и не по делам музея? Если да, то чем она вас привлекает?

– Никакой я не москвич: я живу в деревне Мозгово с 1975 года. От Москвы я давно отпочковался, мы с женой ездили туда только на зиму, да и то не каждый год. Домик на излучине Волги нам помог найти С.Р. Ильин, дядя жены, бывший тогда председателем колхоза «Путь Ильича» в Зубцовском районе. Считаю Тверскую область родиной. Причём, если раньше я говорил «малой родиной», то теперь говорю «большой». Потому что здесь испокон веков живут чистые душой, скромные, гостеприимные и талантливые люди – искатели истины и труженики. На них держится Россия. Я привозил на Тверскую землю своих друзей и знакомых, и многие пустили здесь корни и полюбили Верхневолжье не меньше, чем я. Среди них советские певицы Людмила Зыкина и Валентина Толкунова.

Здесь незабываемая жизнь, продуктивная, здесь любят культуру. И дети здесь такие же. Думаю, пришла пора для провинции воскреснуть душой, верой, надеждой и любовью к своему прошлому, к пушкинскому «золотому веку» российской культуры, побеждать мегаполисы, которые разрушают души, потому что там только деньги, недоверие и зависть на уме. Я оптимист и верю, что время нашей провинции, нашей исконной истории – светлой и чистой – ещё придёт.

Беседовал Денис КУЗНЕЦОВ

Досье

Борис Аркадьевич Диодоров родился 21 ноября 1934 года в Москве. Проиллюстрировал более 400 литературных произведений. Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, музеях Дании, Японии и Словакии, в частных коллекциях в России и за рубежом. Член Союза художников РФ. Почётный член Российской академии художеств. Народный художник РФ. Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах