Опубликован список новых нарушений ПДД, которые научатся «видеть» камеры в России, в том числе в Тверской области. Об этом сообщает информационный портал «Autonews» со ссылкой на Центр организации дорожного движения и ГИБДД.
В 2022 году планируется начать тестирование нового комплекса фиксации нарушений ПДД, который сможет фиксировать даже то, что ранее фиксировали только инспекторы.
Например, в Москве установят около 500 новых прототипов со сроком аренды – пять лет. Но общее количество камер в столице после обновления комплексов не изменится и составит около 3,5 тысячи устройств. Это связано с тем, что комплексы нового образца просто заменят некоторые старые камеры.
В список новых и пока непривычных видов нарушений для автоматической фиксации вошли:
поворот/разворот налево не из крайнего положения;
движение мотоциклистов между полос;
нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки;
поездки на мотоциклах без шлемов;
проезд и стоянка по велодорожкам;
фиксация автомобилей с незаконной установкой опознавательного фонаря такси на крыше;
фиксация автомобилей с незаконной установкой цветографических схем и устройств для подачи специальных световых сигналов;
нарушение правил остановки/стоянки транспортных средств на велодорожке;
нарушение правил пользования телефоном водителем;
нарушение правил стоянки транспортных средств;
движение задним ходом в запрещенных местах;
фиксация автомобилей без техосмотра;
фиксация автомобилей без ОСАГО.
Приведем пример. Одним из нововведением станет запуск технологии фиксации неработающих фар, для чего будут использованы нейросети. Если программисты загрузят в память системы 200 вариантов изображений фар в 20 разных ракурсах, то программа, руководствуясь ими, будет вычленять похожие черты и объединять их в единый шаблон, которым и будет руководствоваться при анализе других снимков.
Разработанный софт позволит отличить свет габаритных фонарей от дневных ходовых огней, а также фиксировать полностью выключенные фары. Если же компьютер в некоторых случаях будет допускать ошибки, то, утверждают эксперты, поправить их сможет уже человек, осуществляющий контроль за работой комплексов фотовидеофиксации.
На данный момент вероятность ошибки распознавания, согласно техническому заданию, составляет не более 5%.
Где могут устанавливать новые комплексы? На аварийных участках, где были ДТП с летальным исходом, а также там, где граждане будут просить установить камеры.
Что уже принято? С 1 марта 2022 года дорожные камеры должны начать фиксировать автомобили без пройденного техосмотра — «письма счастья» планируют рассылать раз в сутки. Такие изменения уже прописаны в КоАП.
Напомним, что несколько последних лет МВД России и Российский союз автостраховщиков (РСА) пытаются запустить совместную базу для фиксации в автоматическом режиме автомобилей без полисов ОСАГО. Штраф за такое нарушение — 800 рублей.
В Ассоциации производителей дорожных комплексов «ОКО» поспешили успокоить водителей, заявив, что процент правильно определенных нейросетью нарушений прямо пропорционален объему примеров, на основе которых училась это нейросеть. Поэтому обучение может занять не несколько месяцев, а год и больше.
«Поворот-разворот налево, несоблюдение разметки — это уже банальная нейросетевая видеоаналитика, — рассуждает представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов, — А вот чтобы нейросеть смогла определить шлем на мотоциклисте, нужно для начала скормить ей огромный объем данных, потом поправлять и обучать. Для этого нужно 200-300 тыс. картинок. И только после анализа примерно 500 тыс. изображений нейросеть научится отличать условную лысину от мотошлема. Но и тут есть сомнения — шлемы могут быть разной формы, их разновидностей еще больше, чем фар».