210

Объездил мир и лишился авто в Твери. Знаменитый капитан – о кругосветках

Николай Литау / Из личного архива

«У меня такая интересная жизнь, что сам себе порой завидую», – шутит Николай Литау, знаменитый капитан легендарной яхты «Апостол Андрей». Той самой, что была построена в Твери, получила благословение патриарха и трижды обогнула мир.

Ноябрь – особенный месяц для экипажа. Именно в этом месяце почти четверть века назад яхта впервые стартовала. Сегодня капитан Литау живёт в Москве, но застать его на суше сложно. Не говоря о том, чтобы встретиться в Твери. Однако нам удалось пообщаться со знаменитым российским путешественником, чьи подвиги не раз были отмечены на мировом уровне. Поговорили о нынешней ситуации, закрытии границ и удивительных уголках планеты.

На удалёнке полжизни

Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Николай Андреевич, возможно, если бы не пандемия, нам бы с вами и не удалось пообщаться. Ведь вы почти всегда в море, в том числе работаете с туристами. Как переживаете затянувшуюся стоянку на суше и как ситуация с коронавирусом сказывается на отрасли?

Капитан Николай Литау: Сам я привык сидеть взаперти. На протяжении 25 лет весь мой мир – 16 метров длиной, которые и то за месяц иногда не прохожу. Так что дискомфорта от закрытия или ограничения работы тех или иных заведений не испытываю. Но на отрасли эта ситуация сказывается губительным образом. Ещё с весны многие наши яхты застряли в Бразилии. Сорвались мероприятия, намеченные в Гренландии и на Шпицбергене. А люди купили путёвки… Что будет в этот сезон, тоже неизвестно. Обычно в декабре стартовали туры в Антарктиду, но ни Чили, ни Аргентина пока не открыли свои границы. А без них туда не попасть.

– Вам 65 лет, за плечами три кругосветных путешествия. Неужели не возникает желания остановиться?

– В предыдущей жизни я был достаточно приличным человеком (смеётся – прим. ред.). Первые 17 лет трудовой деятельности отработал в сфере строительства и транспорта. В свободное время занимался парусным спортом. Но со временем хобби настолько победило и стало мешать основной работе, что последнюю пришлось оставить. Мне нравится такой образ: спустил ноги с койки – и ты на рабочем месте. Не надо ехать в офис, нет суеты. Сейчас из-за коронавируса многие работают дистанционно, а я, можно сказать, на удалёнке уже полжизни.

Главное – не паниковать

– Что больше всего удивило на планете?

– Каждая поездка – это яркие впечатления. Как говорил путешественник Юрий Сенкевич, с человеком, вернувшимся из поездки, невозможно прекратить разговор. А видеть приходилось многое. Я посетил порядка 70–80 стран, все континенты и океаны, ходил мимо айсберга размером с Москву. Но больше всего меня потрясла Антарктида. Обычно там туманы, ничего не видишь, что под носом. Ясная погода бывает редко. Но эти солнечные дни стоят того, чтобы там побывать. Когда перед тобой распахивается горизонт, открывается купол ледяного покрова, а антарктические пики видно за сотню километров – это фантастика. Большое впечатление производит и остров Пасхи. Расположенный посреди Тихого океана, он считается одним из самых удалённых на планете и самых загадочных. Конечно, путешествие – это ещё общение, новые знакомства. Хочу сказать, что люди всюду хорошие. Хотя и плохишей тоже хватает. Меня обокрали в Буэнос-Айресе, но у меня также вытянули бумажник и в Петербурге. А в Твери несколько лет назад вовсе угнали машину.

– Ваши поездки – это риск, ведь в случае чего против стихии или диких животных не устоишь. Не страшно?

– Главное на море – не паниковать, а бывало всякое. Однажды нас так затёрло во льдах, что могло раздавить. Неоднократно штормовали, дважды теряли руль, преодолевали волны выше 20 метров в высоту. На берегу к нам приходили медведи. Были те, которые просили еду, а были такие, которые хотели напасть. Это опасный зверь, а потому надо быть всегда начеку. Мы как-то остановились на Земле Франца Иосифа, замечательно провели там время, фотографировали местные пейзажи и белых медведей. А буквально через несколько дней после того, как оттуда ушли, узнали, что белый медведь сожрал одного из полярников. Остались только сапоги с остатками ног в них.

– Многие мореплаватели на вопрос о семейном положении шутят, что женаты на море. Действительно, не все способны вынести испытание расстоянием?

– Отношения складываются по-разному. У одних жёны воспринимают такое увлечение нормально: мол, с глаз долой – меньше хлопот. А кто-то не выдерживает. Я тоже уже сменил семью. Правда, причина была не в плавании. Моя первая супруга хорошо относилась к моему увлечению и ждала меня из первой кругосветки, которая длилась почти три года. Но возникли другие причины, по которым мы не вместе.

– На вопрос «Чем хочешь заниматься в жизни?» многие скажут: путешествовать. Поездки ассоциируются с романтикой и счастьем. А как вы считаете с учётом пройденных миль?

– Хоть сегодня путешествия стали моей работой, в них всё равно остаётся романтика, желание пройти новыми маршрутами и посмотреть места, которые ещё никто не видел. И, поверьте, неизведанных пятен на планете ещё много.

Миллион за эмоции

– Сегодня люди путешествуют автостопом или даже пешком, покоряют Северный полюс и вершины гор. В последние годы вы тоже занимаетесь туризмом, возите желающих в Антарктиду. Что за мода на экстрим?

– Просто люди хотят более ярких впечатлений от отпуска, ездить не по обычным маршрутам, а узнавать и открывать что-то новое. Конечно, всегда будут те, кто останется лежать на диване и будет смотреть на мир глазами других путешественников. Но будут и те, кому интересно побывать в необычных местах. Правда, надо понимать, что, как правило, это удовольствие недешёвое. За три недели в Антарктиде туристу нужно отдать около 10 тысяч евро (по нынешнему курсу около 900 тыс. руб. – прим. ред.). Получишь за эти деньги весь букет эмоций: и красоты увидишь, и яхтой порулишь, и шишек набьёшь, и познаешь все «прелести» морской болезни.

Фото: Из личного архива/ Николай Литау

 

– А что для вас значит Тверь?

– К этому городу я всегда отношусь тепло. Он занимает особое место в моей жизни. Именно здесь была заложена яхта «Апостол Андрей», на которой наша команда совершила три кругосветки. Корпус судна заложили на заводе штампов им. 1 Мая, но построили практически всю яхту на Тверском вагонзаводе. Наш экипаж всегда с благодарностью вспоминает это предприятие. А тогда я три года жил в Твери, здесь же яхту впервые спустили на воду. Сегодня бываю тут нечасто, но всегда приезжаю с удовольствием. Приятно, что город не стоит на месте, развивается. В сравнении с тем же Орлом, где я недавно был и который поразил меня своей запущенностью и невзрачностью, Тверь выглядит интересно. К тому же это старинный город с богатой историей.

Экология – тоже бизнес

– В последнее время тема экологии особенно актуальна. Новости о разливах нефти уже не редкость, а о горах мусора в океане годами ходят легенды. Всё ли так страшно?

– Говорят, что целые мусорные острова есть в Тихом океане. Я его пересекал четыре раза, но подобного явления не видел. Атлантический океан тоже достаточно чистый. А вот мусор на суше удручает. В нашей Арктике на островах брошены тысячи ржавых металлических бочек. Особенно в тех местах, где стояли советские военные части и полярники. В этих 200-литровых бочках завозили топливо, пустые баки обратно никто не вывозил. В кошмарном состоянии остров Греэм-Белл – там, где стоял самый северный аэродром дальней авиации России. Куча металлолома на острове Диксон. К счастью, в последнее время запустили программу очистки таких территорий, что-то уже вывозят. Тем временем много радиоактивных отходов и ядовитых веществ до сих пор лежит в водах вокруг Новой Земли (архипелаг в Северном Ледовитом океане, входит в Архангельскую область России – прим. ред.).

– Вы также член Географического общества России. Сегодня много говорят об изменении климата и пугают глобальным потеплением. Что на самом деле?

– Потепление видно невооружённым взглядом. Там, где раньше были сплошные льды, ходим по чистой воде. В Антарктиде два миллиона лет не было дождей – сейчас уже случаются. Учёные подсчитали, что, если растает вся Антарктида, уровень воды поднимется на 61 метр. Но паниковать не стоит. Поймите, тема экологии – сегодня тоже большой бизнес, где заинтересованные лица зарабатывают огромные деньги. Так что всю информацию нужно делить пополам. Это не значит, что человек должен наплевать на законы природы. Нет, нужно заботиться об окружающей среде, а контролирующим органам принимать меры по отношению к нарушителям. Только не так, как у нас часто бывает. Выльют цистерну мазута в реку, а их за это максимум пожурят. Ну или дадут миллион штрафа. А толку, если у этого человека сто миллионов в кармане?!

Досье

Николай Литау. Родился в 1955 году в Казахстане. Окончил Московский государственный открытый университет и Государственную морскую академию им. Макарова. Награждён орденом Мужества указом Президента РФ, имеет медаль «За искусство мореплавания» (Великобритания), медаль «Голубая вода» (США) и т.д. Яхтенный капитан, заслуженный мастер спорта.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах