Каждый год из бюджета тратятся миллиарды денег. В основном это наши с вами налоги. Все ли средства идут по назначению? К сожалению, нет. Нарушений порой оказывается столько, что диву даёшься.
За правильностью расходования бюджетных средств в областном центре следит Контрольно-счётная палата города Твери. В августе этого года ей исполняется 20 лет. О том, как «выловить» финансовые нестыковки и что грозит нарушителям, рассказал её председатель Владислав Малинин.
Деньги - не в пустоту
Сергей Диваков, «АиФ в Твери»: Владислав Валерьевич, каковы реальные полномочия Контрольно-счётной палаты? Может ли она пресечь злоупотребления со стороны чиновников или руководителей муниципальных предприятий?
Владислав Малинин: Мы даём независимую оценку законности и эффективности использования средств местного бюджета, следим за финансовой деятельностью муниципальных предприятий, проверяем закупки, которые делает город. Контрольно-счётная палата Твери занимает собственное место среди органов муниципальной власти.
Мы можем самостоятельно составлять акты об административных правонарушениях и направлять их в суд для взыскания штрафов. Это эффективный рычаг воздействия на нарушителей. Мы не просто указываем на изъяны. Только за прошлый год передали 11 материалов правоохранительным органам. Но главная наша задача - предотвратить экономические преступления и нарушения, которые ещё только могут быть совершены.
- Как это происходит?
- Любое изменение бюджета, расходование муниципальных денег обязательно сопровождается пакетом документов. Ещё ничего не свершилось, но проект уже есть. Мы смотрим в нём полноту расчётов, их правильность, соответствие законодательству и т.д. Если возникают сомнения в чистоте финансовых операций, тут же об этом говорим.
Особое внимание уделяем вопросам, которые из года в год считаются острыми. Это организация питания в детских садах и школах, благоустройство, содержание дорог. На всё заключаются муниципальные контракты. Их проекты до начала торгов нам не поступают. А ведь часто можно сказать заранее, что здесь, например, упущено время, и подрядчик не успеет выполнить обязательства. Или что сумма, которую предлагают за те или иные работы, завышена. Проверять всё приходится уже по факту. Так, мы проверяли два муниципальных контракта по благоустройству ландшафтного парка «Тьмака». Работы подрядчик выполнил лишь на 30%. Если бы забросили парк совсем, всё, что было уже готово, быстро пришло бы в негодность. Огромные деньги могли уйти в пустоту. Наши замечания учли, и парк всё-таки не остался без внимания администрации: в этом году его продолжат приводить в порядок.
Перекрёсток семи дорог
- Что ещё аудиторам удалось предотвратить или исправить?
- После проверок муниципального предприятия «Зеленстрой» мы добились, чтобы в городе ввели нормативы высадки деревьев и кустарников. А для муниципального предприятия «ЖЭК» объёмы песко-соляной смеси для содержания дорог стали закладывать в зависимости от погоды. Если зима выдалась относительно бесснежная, зачем выделять предприятию денег больше, чем требуется реально?
Или резонансный случай с содержанием семи несуществующих дорог, который мы обнаружили. Суд признал нашу правоту. «ЖЭК» подал апелляцию. Однако недавно вышестоящий суд вновь взял в этом деле сторону Конт-рольно-счётной палаты. Кстати, чаще всего мы проверяем именно те муниципальные предприятия, в работе которых уже находили нарушения. Смотрим, сделали ли они выводы. К сожалению, исправляются не все.
- Застать нарушителя врасплох лучше всего с внеплановой проверкой. Делает ли их Конт-рольно-счётная палата?
- Такой возможности у нас нет. Но при необходимости мы вносим изменения в план. Например, скоро проведём две проверки вместе с прокуратурой. Они актуальны именно сейчас, поэтому мы включили их в список незамедлительно. Если сравнить план проверок этого года с предыдущими, можно увидеть, что теперь мы стараемся применять рискоориентированный подход, то есть приближаемся к реальному времени. Если аудиторы идут куда-то сегодня с проверкой, они охватят не только прошлые годы работы предприятия, но и первое полугодие нынешнего года.
- Кто решает, кого именно проверять?
- Свои предложения в конце года готовят все сотрудники Конт-рольно-счётной палаты. Кроме этого, мы запрашиваем инициативы от всех депутатов Тверской городской Думы, а также от администрации Твери. На основании этих предложений формируется план. Рассматриваем и просьбы граждан. Мы прекрасно видим, что волнует людей. Так, в этом году включили в проверки закупку и установку новых остановок, результаты ремонта дворов.
- Тверичанам хочется, чтобы деньги в городе расходовались эффективнее. Ведь сколько раз люди слышали, что для воплощения в жизнь какой-то хорошей идеи не хватает средств! Вы участвуете в формировании городского бюджета?
С 2010 года палата поднимает вопрос о концепции развития муниципальных учреждений, чтобы они не были убыточными и приносили максимальную пользу. Живые дискуссии вызывает тема, в какой форме они должны существовать: муниципальных бюджетных учреждений или МУПов? Это очень сложные проблемы, требующие долгой проработки.
- Получается, что аудитор должен ещё и уметь спрогнозировать ситуацию?
- Так и есть. Контрольно-счётной палате нужны не просто бухгалтеры или инспекторы. Наши сотрудники должны мыслить аналитически, смотреть вперёд. Понимать, как любые действия с бюджетными деньгами отразятся на жизни города. Те, кого мы проверяем, тоже стали хитрее. Если раньше на некоторые финансовые операции просто не предоставляли документов, и это легко было обнаружить, то теперь принесут такой документ, что разобраться в нём будет ой как непросто!
Исходить из реальности
- Как обстоят дела с использованием муниципальной недвижимости?
Часть имущества, которое содержать не под силу, город отдаёт региону. Например, бывший универмаг «Тверь». Зато получает другие здания. Так, в обмен на бывший универмаг муниципалитету дали несколько помещений. Одно из них такое, где можно разместить новый детский сад. Здесь всегда важна экономическая составляющая и оценка реальных нужд.
- Возвращаются ли в бюджет деньги, которые были потрачены неправильно?
- Суммы, о которых идёт речь, зачастую не украдены. Они использованы не по назначению, или же на них неправильно оформлены бухгалтерские документы. Мы не вправе устанавливать виновность тех или иных лиц. Эти вопросы решает суд. Наша функция - предоставить материалы, свидетельствующие о том, что деньги использованы неэффективно или незаконно.
В некоторых случаях, как было, например, с незавершённым ремонтом дворов, подрядчикам вовсе не заплатили. Муниципальный контракт оплачивается только в случае, если работа выполнена полностью. Авансовых платежей нет. Поэтому и возвращать нечего. Но при заключении договоров с новыми подрядчиками следует сделать выводы.
Председатель Тверской городской Думы Евгений Пичуев:
«Ни одно решение городского парламента не проходит сегодня без заключения Контрольно-счётной палаты. За минувшие годы она не только состоялась как действенный и эффективный институт финансового контроля, но и стала важным звеном в системе муниципального самоуправления. Предоставляемые Контрольно-счётной палатой материалы проверок помогают нам, депутатам, глубоко понимать ситуацию, складывающуюся практически во всех сферах жизнедеятельности города, оценивать целесообразность расходов и перспективы доходов, эффективность использования муниципального имущества, необходимость реорганизаций или создания предприятий с участием города. Наше сотрудничество основано на полном доверии, а это дорогого стоит».