aif.ru counter
172

На примере света. Где Твери взять деньги на обновление уличного освещения?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ в Твери 20/12/2017

В столице Верхневолжья всерьёз взялись за то, чтобы сделать уличное освещение современным и более энергоэффективным. Но как этого добиться, не увеличивая расходы бюджета? Один из наиболее удачных вариантов - найти инвестора. Первопроходцем на этом пути может стать МУП «Тверьгорэлектро».

Умное решение

И без того одно из самых успешных, в финансовом плане, муниципальных предприятий уже подготовило проект модернизации уличного освещения за счёт инвестиционных средств. При этом все обновлённые фонари и другая аппаратура остаются в городской собственности. Опыт успешной реализации подобных проектов уже есть в некоторых регионах страны. Да и для Горэлектро идея привлечения частного капитала не нова, ей уже более пяти лет. Правда, снять большую часть юридических разногласий удалось лишь сейчас.

Работает всё следующим образом - предприятие и компания-инвестор заключают энергосервисный контракт на пять-семь лет. Инвестор проводит модернизацию обозначенного контрактом участка уличной сети. Благодаря внедрению новых энергоэффективных технологий потребление энергии на освещение снижается на 40-60%. Вложенные деньги инвестору возвращаются за счёт достигнутой экономии. Расходовать меньше средств будет и сам город, с начала действия контракта бюджет Твери получит не менее 3% экономии в год.

Для областного центра выгода тройная. Во-первых, не нужно вкладывать единовременно огромные средства из городского бюджета, чтобы усовершенствовать уличное освещение. Во-вторых, современное энергосберегающее оборудование с большим гарантийным сроком эксплуатации переходит в городскую собственность без всякого выкупа. В-третьих, траты на электроэнергию станут гораздо ниже.

«Наша задача - добиться качественного освещения улиц, которое будет полностью соответствовать установленным ГОСТам и гарантиям, - объясняет заместитель директора по экономике муниципального предприятия «Тверьгорэлектро» Вадим Гусев. - При этом мы сами определяем сети, которые нуждаются в реконструкции. Именно их мы передаём инвестору и контролируем, чтобы модернизация соответствовала государственным стандартам. Инвестор, вкладывающий деньги, заинтересован обновить оборудование как можно скорее. Ведь чем раньше он это сделает, тем быстрее начнут возвращаться затраты. Анализ состояния наших сетей показывает, что при внедрении энергоэффективных технологий экономия в 60% вполне достижима».

Результат работы инвестора можно будет оценить уже через полгода, максимум - через год. Если сравнивать количество электроэнергии, затраченной на освещение улицы, с показателями за тот же месяц предыдущего года, станет ясно, что при новом оборудовании её тратится гораздо меньше.

К сожалению, эту схему нельзя применить к строительству новых линий освещения. Дело в том, что здесь нет изначальных показателей по затратам, с которыми можно сравнивать. А инвестору нужно чёткое понимание, сколько денег вложить и как скоро они к нему вернутся. Для города же это отличная возможность модернизировать сети без привлечения дополнительных финансов, да ещё при этом сети так и остаются в муниципальной собственности.

Пилотный проект

Первым участком, который планируют отдать в руки инвестора, станет въезд в столицу Верхневолжья со стороны Московского шоссе. Здесь всю линию уличного освещения ожидают значительные изменения. Кроме нового энергоэффективного оборудования, более совершенной автоматической системы управления, контроля и учёта потребления электричества, изменится и внешний вид - на опорах появятся 1700 новых энергосберегающих светильников, сделанных в едином стиле.

«Этот участок планируем сделать показательным, а затем приступить к модернизации таким способом всей сети уличного освещения, - продолжает Вадим Юрьевич. - Ведь стоимость электроэнергии каждый год растёт на 5-7%. Светильников тоже становится больше. Все эти расходы ложатся на муниципальный бюджет. Если же сети будут энергоэффективными, платить мы будем гораздо меньше».

Кстати
Подобные проекты уже успешно реализовали в Брянске, Кирове, Курске, Архангельске, Вологде, Пскове и некоторых других городах. В Брянске это позволяет экономить на уличном освещении по 50 млн рублей в год.
На роль потенциальных инвесторов претендуют несколько крупных организаций, лидеров отрасли энергосервисного обслуживания. Большинство из них сами производят электрооборудование, поэтому «халтуры» с их стороны не ожидается. Например, один из претендентов - московская компания, которая работала по аналогичной схеме с Российскими железными дорогами. В любом случае энергосервисный контракт с инвестором предполагает гарантии и жёсткие требования как к устанавливаемому оборудованию, так и к результатам модернизации под строгим контролем города.

Конкурсная документация с техническим заданием уже подготовлена. Остаётся лишь при поддержке и содействии администрации города решить финансовые и юридические нюансы, чтобы претворить идею в жизнь. Успешное внедрение такой формы привлечения инвестиции послужит примером для её использования в других службах, отвечающих за поставку энергоресурсов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах