Примерное время чтения: 16 минут
299

Гордость России. Тверские вагоностроители 125 лет внедряют смелые идеи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Твери 26/09/2023
Владимир Моисеев / АиФ в Твери

Можно ли в 125-летнем возрасте оставаться молодым? Мечтать о великих свершениях и воплощать их в жизнь? Оказывается, да! В этом убедились участники и гости празднования юбилея Тверского вагоностроительного завода (входит в состав ТМХ). Сто лет плюс четверть века это предприятие – пожалуй, самое значимое для столицы Верхневолжья – работает на благо людей и родной страны.

Яркая история

За 125 лет на заводе выпустили 170 тысяч вагонов разных типов. Всё это время тверские вагоностроители не переставали удивлять пассажиров железных дорог новинками, а свою отрасль – творческой инженерной мыслью и внедрением прогрессивных технологий.

«Юбилей одного из старейших отраслевых предприятий – важная дата для всего российского железнодорожного машиностроения. Это хорошая возможность вспомнить яркую насыщенную историю тверского завода, отдать дань уважения многим поколениям его сотрудников, – отметил в поздравительной телеграмме, адресованной коллективу предприятия, неоднократно лично посещавший тверской завод Президент России Владимир Путин. – Сегодня вы вносите весомый вклад в развитие экономики и транспортной сферы. Убежден, что и впредь будете уверенно смотреть в будущее, смело внедрять новаторские идеи, наращивать технологический и производственный потенциал». То, что завод обладает уникальными конструкторской школой и производственной базой, подчеркнул и премьер-министр страны Михаил Мишустин.

Фото: АиФ в Твери/ Владимир Моисеев

Сегодня можно с гордостью сказать, что в Верхневолжье выпускается 90% пассажирских вагонов, курсирующих на железных дорогах России. При этом более половины модельного ряда – высокотехнологичные вагоны нового поколения, превосходящие зарубежные аналоги. «Предприятие успешно решает задачи обеспечения импортонезависимости и технологического суверенитета страны, – сказал, выступая на юбилее завода, губернатор Тверской области Игорь Руденя. – Благодарю всех работников и ветеранов за профессионализм и верность делу, которое передаётся из поколения в поколение».

Продукция уникальна

То, что завод ни на миг не останавливается на совершенствовании своей продукции, показало празднование юбилея, которое прошло с деловой ноткой. В этот день здесь открыли цех новой техники, где будут осваивать перспективную продукцию, например вагоны для медицинского поезда, в которых будут проводить рентгенологические и кардиообследования, а также хирургические операции, прием врачей-стоматологов. Вагоны спецназначения, вагон Деда Мороза, вагон для перевозки ракетно-космической техники – нашим вагоностроителям всё это по плечу. Да-да, завод сотрудничает даже с Роскосмосом!

«Я очень рад, что мы открываем такой замечательный цех, и благодарю всех, кто его создал. Разработка и выпуск уникальных вагонов требуют огромных усилий, ресурсов, времени и средств, поэтому данному цеху будет уделяться особое внимание, – сказал заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Дмитрий Пегов. – А разделение потоков серийного и опытного производства позволит повысить качество и производительность, лучше справляться с выполнением самых разных заданий».

Фото: АиФ в Твери/ Владимир Моисеев

Широчайший спектр выпускаемой продукции – одна из особенностей ТВЗ. Если в прошлом году её было порядка 50 видов, то теперь уже свыше 60. Не случайно «Трансмашхолдинг», в состав которого входит завод, доверил создать такой цех именно тверичанам. При этом построили его в кратчайший срок – за полгода.

Важной новинкой, существенно экономящей время и ресурсы, повышающей гибкость производства, также стал поворотный круг, предназначенный для разворота электропоездов и вагонов во время обкатки. Теперь это можно делать на территории завода, а не вне его.

Фото: АиФ в Твери/ Елена Семко

Здесь рождается «Иволга»

Ещё одним ярким событием 21 сентября стало открытие логистического центра № 2 площадью порядка 3500 кв. метров, где будут хранить, комплектовать и проверять качество компонентов, необходимых для изготовления электропоездов «Иволга», ставших символом транспортной модернизации Москвы. Комфортабельные вагоны, сделанные в Твери, уже перевозят пассажиров на Московских центральных диаметрах.

Фото: АиФ в Твери/ Елена Семко

Новый центр – это продолжение проекта по созданию единого логистического комплекса Тверского вагоностроительного завода: первое складское помещение площадью почти 5200 кв. метров для комплектующих пассажирских вагонов здесь начало работу год назад. Логистический комплекс стал детищем генерального директора Тверского вагоностроительного завода, председателя ТРО «СоюзМаш России» Артёма Овеляна.

«Этот проект очень важен для выполнения производственной программы. Перед заводом стоит серьёзная задача: изготовить в этом году 19 электропоездов «Иволга», в следующем году – 41, а в 2025-м эта цифра может дорасти до 100. Благодаря новым складскому и комплектовочному отделениям мы сможем своевременно и качественно обеспечивать сборочный цех всем необходимым, – сказал Артём Апетнакович. – Наш завод уверенно смотрит вперёд, мы обеспечены заказами и понимаем, в каком направлении развиваться».

Фото: АиФ в Твери/ Владимир Моисеев

Уникальность нового помещения – в использовании цифровых технологий и высоком уровне автоматизации. Здесь внедрили систему адресного хранения и мониторинга заполнения складских ячеек. Креативность подхода подчеркнули перерезание металлической ленты при открытии центра, встречающий гостей робот и демонстрация того, сколь изящно справляется погрузчик с перемещением товаров по складу. С высокой полки он достал большой ящик – и что же там оказалось? Подарки для строителей и сотрудников, которые принимали непосредственное участие в создании логистического центра!

Локомотив для движения

Поставщикам и заказчикам, представителям экспертных и других организаций в день юбилея завода представили его самую современную продукцию. Партнёры побывали внутри плацкарта с новейшими конструктивными решениями, стильного вагона-ресторана и электропоезда «Иволга 4.0» усовершенствованного дизайна, который ещё только проходит испытания, увидели двухэтажные вагоны.

Фото: ТИА

«Мы получаем от пассажиров массу положительных отзывов, – сказал первый заместитель генерального директора основного заказчика продукции предприятия – АО «Федеральная пассажирская компания» Алексей Жигунов. – Развитие вашего производства создаёт дополнительные рабочие места и в нашей компании. Вы служите локомотивом для движения».

«Всё, что здесь видим, мы сделали благодаря взаимному сотрудничеству. Мы вместе реализуем самые смелые идеи, нам надо и дальше вместе идти вперёд. Это наш общий праздник», – подчеркнул заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта АО «Трансмашхолдинг» Александр Лошманов.

Фото: АиФ в Твери/ Владимир Моисеев

О том, как именно изготавливают сложнейшую продукцию, партнёры узнали во время экскурсии по предприятию. Его масштабы, чистота и современность цехов, а также реальные объёмы импортозамещения не могут не вдохновлять. Тормозные системы, пневматика, двери практически во всех моделях вагонов теперь отечественные. Например, плавность хода поездам придают беззазорные сцепные устройства, выпуск которых наладила подмосковная компания «Транспортная техника».

«Мы плодотворно работаем с тверскими вагоностроителями. Всё, что я увидел сегодня на заводе, меня очень впечатлило. Побывав на таком предприятии, можно смело сказать: я горжусь своей страной», – поделился первый заместитель руководителя компании «Транспортная техника» Виктор Головков.

Фото: АиФ в Твери/ Елена Семко

Символ преданности

Не удивительно, что столь крупный завод с такими яркими достижениями отмечен правительственными наградами. В 1966 году он был удостоен главной государственной награды СССР – ордена Ленина. А в 2022 году Указом Президента РФ Владимира Путина получил почётный знак «За успехи в труде». В день юбилея памятные доски об этих наградах открыли на центральных воротах завода – тех самых, через которые за 125 лет прошли сотни тысяч сотрудников. Среди них немало представителей трудовых династий: в честь юбилея ТВЗ для них учредили памятный знак «Династия вагоностроителей». Этот символ преданности заводу 21 сентября вручили первым трём семьям – Лапохиным, Зайцевым и Важенковым, где вагоностроителями были не менее трёх поколений, чей общий трудовой стаж на предприятии превышает 50 лет. Уверены, в дальнейшем таких награждённых будет больше.

Фото: АиФ в Твери/ Владимир Моисеев

«Моя мама работала в институте вагоностроения, отец – в цехе вагоносборки, один дедушка восстанавливал здесь танки во время Великой Отечественной войны, другой был литейщиком. А началось всё с прадеда. Я сам тружусь на заводе 25 лет, вместе с коллегами стал заниматься поисковой деятельностью, – рассказал оператор станков с ЧПУ, заместитель командира заводского поискового отряда «Фронтовые дороги» Александр Хабичев. – Семь лет мы поднимаем и перезахораниваем останки бойцов. У некоторых прочитали медальоны, нашли родственников».

Секрет долголетия

Для ветеранов производства – тех, кто трудился здесь 30, 40 и более лет, – празднование юбилея стало возможностью вновь побывать на родном предприятии, встретиться друг с другом. Такому общению были рады награждённый орденом Трудового Красного Знамени Анвер Сейфидинов – человек, посвятивший заводу 42 года жизни, работавший здесь токарем, сварщиком и кузнецом, – и машинист парового молота кузнечного цеха Вера Головинская.

«Завод меня воспитал, воспоминания о нём только хорошие. Подумать только, сколько железа мы наковали за это время! Хотел бы увидеть родную кузницу, узнать, насколько она изменилась», – заметил Анвер Хайрулович. А женщина добавила, что её труд был тяжёлым, но она его очень любила.

Пожалуй, любовь сотрудников к своему делу – главный секрет долголетия предприятия. В юбилейный день многие из них получили за свой труд высокие награды. Как сказал награждённый Почётной грамотой губернатора Тверской области электросварщик на полуавтоматических машинах инструментального цеха Павел Шарапов, когда человек идёт на работу не просто работать, а жить, вся его судьба складывается по-иному. «Я 17 лет здесь живу, предприятие стало для меня родным», – добавил Павел Олегович. Сомневаться не приходится: Тверской вагоностроительный завод будет жить и работать дальше, укрепляя престиж России и Верхневолжья.

Фото: АиФ в Твери/ Владимир Моисеев

В честь празднования 125-летия предприятия представители молодёжного движения «Поколение ИНЖЕН» передали на хранение в заводской музей капсулу, открыть которую планируется через 25 лет – на 150-летний юбилей ТВЗ. В ней – сообщение о достижениях завода, его настоящем и видение будущего.

Завершили юбилейный день вручение подарков победителям розыгрыша призов, открытие новой рекреационной зоны, концерт народного артиста России Олега Газманова и праздничный салют.

Фото: Тверской вагоностроительный завод

Кстати

Сотрудникам предприятия в день юбилея вручили такие государственные и региональные награды, как:

  • звание «Почётный машиностроитель»
  • звание «Почётный работник промышленности Тверской области»
  • Почётная грамота Заксобрания Тверской области и другие.

Генеральный директор завода Артём Овелян и заместитель главного технолога Александр Новиков получили Почётные грамоты Президента России. Благодарность Президента РФ объявлена директору по производству Евгению Губриеву и заместителю генерального директора предприятия Василию Пронину.

Справка

Тверской вагоностроительный завод – это:

  • 7500 сотрудников
  • ежегодный выпуск 1200 вагонов и кузовов
  • поставки продукции в Казахстан, Белоруссию, Монголию, Армению, Египет
  • победы в отраслевых, всероссийских и международных конкурсах.
    Фото: АиФ в Твери/ Владимир Моисеев

Реклама.  ОАО «Тверской вагоностроительный завод».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах