Примерное время чтения: 9 минут
426

Езда не по правилам. Почему из глубинки до Твери так трудно добраться?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Твери 12/07/2017
Сергей Диваков / АиФ

Добраться из районов до областной столицы целая проблема. Ни государственные, ни коммерческие перевозчики сегодня не обеспечивают нормальный уровень услуг. А ведь жители ездят в Тверь постоянно: в больницу, на учёбу, по делам и по магазинам!

Дорога без комфорта…

Раньше за доставку людей до столицы Верхневолжья отвечали только муниципальные автотранспортные предприятия. Теперь из 210 межмуниципальных маршрутов в Верхневолжье 116 в руках частников. Чаще всего они ездят под видом не регулярных, а заказных, то есть якобы разовых, перевозок. Ждать микроавтобусы иногда приходится в спартанских условиях.

Кстати
Тверская область - самая большая в Центральном Федеральном округе. Чтобы добраться на муниципальном автобусе от столицы Верхневолжья до самого удалённого от неё райцентра - Торопца, придётся провести в дороге шесть с половиной часов. Частные перевозчики довезут вас туда за 4 часа 50 минут.
«Заказные автобусы на автовокзал Старицы не пускают. Мы ждём их на городской площади. Место для этого совершенно не приспособлено. Там нет ни одной скамейки, элементарного навеса, туалета. А едут ведь и мамы с детьми, и пожилые люди. Ждать рейсов приходится под открытым небом в любую погоду, - возмущается житель Старицкого района Анатолий Дудников. - Создать подходящие места для ожидания ни частники, ни местные власти не спешат».

Похожая ситуация - в Рамешках, где людям приходится ждать автобуса напротив церкви, у магазина в центре посёлка. Тут стоит только ларёк, где продают билеты. Когда-то в посёлке была своя оборудованная автостанция для муниципальных автобусов. Теперь в её здании - продуктовый магазин, из товаров - в основном алкоголь. Негде укрыться от холода, покупайте «горячительное»! Пассажирам на автовокзале оставили лишь маленький закуток.

Муниципальные перевозчики, для которых работают вокзалы, совершают всё меньше рейсов. В некоторых районах они просто отказываются ездить. Так, в начале года не было прямых муниципальных рейсов Оленино - Тверь. Автобусное сообщение восстановили в феврале после обращения оленинцев к губернатору. В Максатихе в марте-апреле местный МУП также приостановил работу на междугородных маршрутах. По словам местных жителей, в пятницу и воскресенье вечером, а также в понедельник утром частных автобусов на всех не хватало. Во время пиковых нагрузок от Максатихи до Твери временно пустили автобусы большой вместимости, принадлежащие «Тверьавтотрансу», учредитель которого - областное правительство.

И в Оленино, и в Максатихе руководители муниципальных предприятий жаловались, что пассажиров переманивают частные перевозчики. Оттуда и убытки! Разве выгодно гнать «Икарус» ради четырёх-пяти человек, если остальные уехали на другом автобусе? Одного бензина сколько сожжёшь! При этом выпустить в рейс маленький автобус муниципалы не имеют права. К тому же деньги за проданные автостанциями билеты возвращаются к перевозчикам через полтора-два месяца. А на бензин и зарплату водителям надо раскошелиться сейчас. С такими условиями МУПы всё чаще проигрывают конкуренцию. Козырь у муниципалов в основном один: они более безопасны. На этом преимущества заканчиваются. Им бы стать более гибкими, сделать удобное расписание… Может, всё было бы по-другому.

«Добраться из районов до областной столицы целая проблема».
«Добраться из районов до областной столицы целая проблема». Фото: АиФ/ Сергей Диваков

С частных перевозчиков, которые ездят под видом «заказных», сняты некоторые законодательные ограничения, что позволяет им подстраиваться под запросы людей. Ходят они гораздо чаще. Сами определяют маршрут, цену на билет и количество рейсов. Но и здесь, кроме того, что нет нормальных мест ожидания, проблем хватает. Для перевозки людей используют только микроавтобусы. В них и вещи толком не поставишь, и ноги деть некуда. Да и носятся они часто с такой скоростью, что страшно становится! В апреле госавтоинспекторы задержали четыре заказных автобуса, ехавших до Твери: два из Конаково и два из Редкино. У них были нарушен порядок медицинского осмотра водителей и техосмотра. Не было и списка пассажиров: его должны распечатывать в кассе и отдавать водителю.

…и конкуренция без пользы

Между государственными перевозчиками и частниками идёт необъявленная война. Владельцы заказных автобусов жалуются, что против них используют властные рычаги давления. Государственные перевозчики говорят о том, что им трудно бороться с частниками, потому что к тем предъявляется гораздо меньше требований, в законе много «лазеек». Пока транспортники выясняют между собой отношения, страдают пассажиры.

По идее, люди от конкуренции между поставщиками услуг должны только выигрывать. Почему же у нас всё шиворот-навыворот? Чтобы доехать из Твери, например, до Осташкова и обратно, за билеты придётся заплатить тысячу рублей. Что частникам, что муниципалам - всё одно, цена почти не отличается. Так неужели деньги, которые получают перевозчики, не позволяют им обеспечить полный комфорт и безопасность пассажиров? Но пока, увы, люди, которые платят за проезд, оказываются заложниками чужих интересов.

Мнения экспертов

  • Руководитель общественной организации «Тверской автотранспортный союз» Владимир Густов:

«Ситуация, когда в населённом пункте действует только одна автостанция, сложилась ещё в советское время. Это очень мешает работе междугородных автобусов. Получается монополия, людям это неудобно.

Для посадки должно быть несколько точек. В Новгороде, например, билеты продают через интернет и сразу уточняют у пассажира, где ему удобно сесть по пути следования автобуса. Автовокзал большинству граждан там вообще не нужен! Что касается регулярных перевозчиков, их проблемы закономерны. Посмотрите на авиакомпании: они сокращают число регулярных рейсов и увеличивают количество чартеров. То же самое происходит и в автобусных перевозках. Частники готовы идти в глубинку, работать чуть ли не как такси, подстраиваться под потребности людей. Они охватывают районы, где муниципальные перевозчики не справляются. В Кимрах, Оленино, Максатихе без них просто не на чем будет ехать. А в Нелидово, наоборот, всё хорошо, поэтому частников там нет. Заказные автобусы - это необходимое дополнение к сложившейся транспортной системе. Тем более что регулярные перевозчики почему-то не готовы развиваться в ногу со временем».

  • Заместитель председателя постоянного комитета по социальной политике Законодательного Собрания Тверской области Андрей Истомин:

«В прошлом созыве областного парламента мы пытались принять закон об особых условиях регулирования междугородных перевозок. Но нам этого сделать не удалось, потому что вопрос относится к федеральному законодательству. Требования к перевозчикам едины для всей страны. Повлиять на них регион не может. При этом власти обязаны сохранять все междугородные маршруты, даже не выгодные. Это социальный проект, ведь жители районов имеют право без проблем добираться до областного центра. Тем более что органы власти и система здравоохранения у нас так устроены, что решить все проблемы на месте человек зачастую не может. Что касается вокзалов, муниципалитеты пытаются решить проблему по-разному. Например, автостанцию в Рамешках отдали предпринимателю. В обмен на возможность открыть там магазин он обязался поддерживать её в хорошем состоянии. Это лучше, чем вовсе закрыть вокзал. На него нужны деньги, которых чаще всего не хватает».

  • Кандидат экономических наук Владимир Федулин:

«Мы хотим, чтобы у нас была конкуренция между муниципальными и частными перевозчиками, чтобы те и другие получали прибыль. Но система нарушена. Муниципалы остаются в основном там, где ездить невыгодно, потому что бросить эти направления нельзя. Откуда им взять прибыль? Не увеличивать же цены на билеты - они и так бьют по карману многих жителей. Вот и получается, что муниципальные перевозчики уходят с рейсов.

Тверской автовокзал. Фото: АиФ/ Сергей Диваков

В прошлом году мне довелось побывать в разных городах: Владимире, Казани, Нижнем Новгороде… Ни в одном из них я не наблюдал такого перекоса в сторону частников, как у нас. Там основные перевозчики - муниципальные. Они получают дотации из бюджета, на некоторых рейсах выходят на самоокупаемость и даже в плюс. Расписание, пассажиропотоки, цены на билеты - всё продумано. Нашим муниципалам пора провести анализ своей деятельности. Может быть, раздать пассажирам анкеты, чтобы учесть их мнение. Тогда появится материал, на основе которого нужно реформировать систему регулярных перевозок.

Частники не хотят вкладываться в инфраструктуру, и их можно понять. У них нет уверенности в завтрашнем дне.

Частники не хотят вкладываться в инфраструктуру, и их можно понять. У них нет уверенности в завтрашнем дне. Построишь автостанцию, а завтра тебя, возможно, уберут с этого маршрута. Кому нужны такие риски? К тому же частники - это зачастую предприниматели, владеющие одной-двумя машинами. Для них главное - отбить деньги, потраченные на приобретение автобусов. При этом повлиять на частников государство почти не может.

Проблема затрагивает не только автобусное сообщение. У нас практически исчез водный транспорт. А ведь когда-то он связывал Тверь с некоторыми сёлами и районными городами. Это один из тревожных звоночков, говорящих о развале транспортной системы».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах