Инфляция за 2024 год в России официально достигла порядка 10%. Однако в магазинах рост цен на многие продукты явно превысил этот показатель. А самым подорожавшим продуктом за год в стране, по данным Росстата, стала обычная картошка!
При этом в регионах товаров местных производителей, которые могли бы составить конкуренцию хотя бы «борщевому набору» по более низким ценам, на полках не так много.
Расплачивается потребитель
По прогнозам Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), импорт столового картофеля в этом сезоне вырастет в два раза. Это связано с низким урожаем в России по итогам прошлого года. В страну уже большими партиями завозится египетский картофель, и он отнюдь не дешёвый. В тверских супермаркетах, например, за килограмм клубней из Африки просят порядка 150 руб. при средних ценах 60 руб. за тот же вес отечественной картошки. При этом своя, тверская, картошка на полках встречается редко.
Дорожает и молочка. Представители отрасли объясняют это тем, что последние три года им приходилось сильно сдерживать цены. И теперь производители стоят перед выбором: работать в убыток или всё-таки поднять ценник. Ответ, думается, очевиден. Эксперты говорят, что особенно должны подорожать высокожирные молочные продукты. Например, сливочное масло, которое и так за последний год выросло в цене на 40-50%. Дешевле 200–250 руб. за пачку в магазинах уже не отдают.
Производители из года в год повторяют, что дорожают сырьё, логистика, растут издержки. Ретейлеры накидывают сверху ещё свой процент, а расплачивается за всё потребитель. При этом на прилавках по-прежнему не так много местной продукции, траты на логистику которой явно были бы меньше. Крупные компании в основном представлены, а вот для большинства фермеров доступ на прилавки супермаркетов закрыт.

«Они требуют постоянного и большого объёма, а также берут дополнительный процент с оборота. В противном случае – большие штрафные санкции. Подстроиться под график ретейлеров сложно, много разных нюансов и бюрократии. Мы попробовали зайти, но в итоге отказались. При формировании цены я учитываю себестоимость товара, сезон, качество, сорт и рыночную цену. Что касается наценки, считаю, что больше 20–25% добавлять нельзя. При этом надо понимать, что к 20% производителя перекупщик или магазин накрутит ещё», – говорит Денис Мурметчин.
Ещё одна ниша для мелких производителей в регионах – сельхозярмарки. В своё время с них начинала фермер Алсу Ямалетдинова из Рамешковского округа. В сельском хозяйстве она работает уже почти четверть века, не понаслышке знает о его нуждах. Когда-то ей достался развалившийся советский колхоз, который она сумела превратить в довольно успешное хозяйство. Алсу держит коров, занимается молочкой, делает сыры.
«Попасть в торговые сети реально только агрохолдингам. Средним и мелким хозяйствам занять прилавки в супермаркетах сложно: слишком большие объёмы производства нужны. Поэтому я много лет реализовывала продукцию на ярмарках выходного дня, а потом открыла ещё два своих магазина, – рассказывает Алсу Ямалетдинова. – Цены стараюсь держать средние. Конечно, я смотрю, сколько стоит молочка в других магазинах, но всё же ориентируюсь на покупательную способность людей. Например, у меня в магазине фермерское молоко хорошей жирности стоит 100 руб. за литр, хотя в среднем по рынку цена на подобный товар 120 рублей. К себестоимости молочных и кисломолочных продуктов стараюсь добавлять примерно 25%, к сырам – чуть больше, поскольку их изготовление – более трудоёмкий процесс. Эта наценка и есть заработок производителя. Но сказать, чтобы этих денег хватало на все нужды, не могу».
Сетевики в свою очередь говорят, что входные условия для всех поставщиков одинаковы. Мол, и рады бы брать картошку-морковку у фермеров, но те действительно не гарантируют, что будут давать нужные объёмы на протяжении долгого времени. При этом договоры с ретейлерами в значительной степени состоят из штрафов и неустоек. Эдак не только не заработаешь, но ещё и останешься должен. И такая ситуация практически во всех регионах.
Что делать регионам?
В стране уже не раз выдвигалась инициатива обязать торговые сети выставлять на полки местные товары не менее определённого количества. Но такие идеи были отклонены.
«Это противоречит федеральному законодательству. Однако в нашем регионе совместно с Министерством промышленности и торговли Тверской области мы проводим работу с сетями на протяжении нескольких лет. И ситуация на рынке изменилась. Сегодня практически все наши крупные производители представлены в сетевых магазинах, – объяснил председатель Тверской торгово-промышленной палаты Владислав Шориков. – А вот для небольших хозяйств нужен другой подход, поскольку они действительно не могут выполнить все условия торговых сетей. Речь идёт о сельхозярмарках или кооперации мелких производителей. Например, выходом мог бы стать общий центр переработки, куда фермеры сдавали бы свою продукцию, а она потом появлялась бы на прилавках под единой маркой. Но, во-первых, это рентабельно только для тех хозяйств, которые расположены в радиусе 50–70 километров от такого центра. Во-вторых, строительство центра потребует огромных вложений, оно возможно только при федеральной поддержке».
Эти меры актуальны для всех регионов, но все ли готовы решать вопрос?
Кстати
В 2024 году урожай картофеля в промышленном секторе составил 7,37 млн тонн, тогда как в 2023 году собрали 8,62 млн тонн. Главные причины снижения – неблагоприятная погода и сокращение площадей в основных картофелеводческих регионах.