Ровно два года назад, в ночь с 7 на 8 августа, в Твери обрушился речной вокзал. С тех пор здание законсервировали. Какое будущее его ждёт?
Из вокзала – деловой центр
Вокзал на стрелке Волги и Тверцы, полукруглый с высоким шпилем, десятилетиями притягивал взоры. Он первым встречал туристов, прибывающих в областной центр с воды. Сюда и сегодня причаливают круизные теплоходы. Только больше нет шпиля, а здание огорожено забором.
Об аварийном состоянии памятника архитектуры говорили ещё задолго до его обрушения. Но денег на ремонт не было. Когда два года назад обвалились перекрытия и частично ротонды на втором этаже, многие восприняли это как личную трагедию.
После обрушения здесь провели противоаварийные работы, здание законсервировали и закрыли баннером, пообещав восстановить с сохранением всех архитектурных форм. С тех пор ищут инвесторов. Переговоры велись даже с банком развития БРИКС, который выделил 1,5 млрд рублей на реставрацию исторической части Торжка. Но желающих вложить огромные деньги в аварийный памятник не находилось.
Сейчас в регионе объявили конкурс на обследование речного вокзала. Возможно, после этого прояснится будущее архитектурной жемчужины. Тем более уже есть девелоперы, готовые представить концепцию и взяться за дело – при наличии определённых условий, разумеется.
«Тверь – мой родной город, а речной вокзал – его символ. Он должен быть восстановлен. Здесь можно сделать выставочный центр, конференц-зал, коворкинг-центр, привлечь молодёжь, – считает генеральный директор «Максимум девелопмент», член экспертного совета при Российской гильдии управляющих и девелоперов Константин Иванов. – Я разговаривал с инвесторами, которые выражали готовность вложиться в проект, но для начала нужно понять коммерческую сторону вопроса. Ведь любого предпринимателя интересует выгода. Возможно, также государству нужно подумать о возможности предоставить долгосрочные низкопроцентные кредиты на реализацию такого проекта».
Пока не будет результатов обследования и понимания, что нужно сделать в здании, невозможно просчитать стоимость реставрации, а значит, и привлечь инвестора.
Восстановить – и точка!
В негодное состояние речной пришёл давно. Эпизодически его пытались спасти. Правда, один из ремонтов только приблизил разрушение вокзала. Несколько лет назад там сделали новую верхнюю крышу. При этом умудрились снять нижнюю, под которой было бетонное покрытие с гидроизоляцией и водостоками. Все осадки попадали в помещение. Так всё постепенно и гнило.
В 2011 году в здании открывали центр современного искусства под руководством Марата Гельмана. Но центр приказал долго жить, как и сам вокзал через несколько лет.
«Это уникальный образец архитектуры сталинской эпохи. В советские годы во многих городах строили речные вокзалы, но только наш получил оттенок Южной Италии, – говорит экс-главный архитектор Твери Алексей Жоголев. – Речной вокзал нужно обязательно восстановить».
Остаётся надеяться, что бизнес и власти смогут договориться и вернуть столице Верхневолжья один из самых ярких памятников архитектуры.
Кстати
В 2017 году в Тверскую область из библиотеки Конгресса США передали архивные документы и фотографии. На них изображена Тверь в районе нынешнего речного вокзала почти сто лет назад, когда там ещё был Отроч монастырь.