Ежегодно перед старшеклассниками встаёт серьёзный вопрос: как выбрать вуз, после которого можно легко найти престижную работу? А главное – какие учебные заведения Верхневолжья дают качественное высшее образование?
Уже много лет к будущей профессиональной жизни готовят в Тверском филиале Московского гуманитарно-экономического университета. Недаром по специальности устраиваются около 90 % выпускников вуза. Этой весной филиал успешно прошёл аккредитацию и готов дальше растить кадры, которые так нужны нашей стране.
Опередить время
С каждым годом возрастают требования к высшему образованию. Мир так стремительно меняется, что многим отраслям нужны специалисты иного мышления. Совершенствуются технологии производства, методики и законы. Развиваются робототехника, нанотехнологии. Компьютеры сегодня уже не просто устройства, привычно стоящие на столе. Это неотъемлемая часть любого современного оборудования. Динамика научно-технического прогресса поражает! Вузы, призванные готовить специалистов по разным отраслям, не вправе игнорировать эти вызовы времени. Иначе выпускники высшей школы не смогут трудоустроиться. Современному работодателю нужны сотрудники, знающие профессию не только в теории, но и на практике.
«Сегодня нужно жить, стараясь опережать время. Требования к прикладным знаниям за последние годы выросли в разы. При этом сроки обучения остаются прежними: четыре года на бакалавриате и шесть лет на магистратуре. За это время ситуация в отраслях может значительно поменяться, а программы обучения устареть. Это значит, что требования к государственным стандартам должны динамичнее обновляться, – полагает директор Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического университета, председатель центрального совета Педагогического общества России Александр Бутузов. – Возможно, в госстандартах для вузов нужно закладывать больше академических свобод, но при условии, что учебные заведения должны их использовать с максимальной ответственностью. Перед высшей школой стоит важная государственная задача: готовить специалистов для решения экономических задач страны. Для этого вузам нужно укреплять связь с работодателем. Сегодня мы должны получать от него заказ не на специалиста, а на компетенции, качества и навыки будущего сотрудника».
Критерии подготовки специалистов, нужных стране, сейчас определяет государство. Образовательные стандарты регулярно обновляются, поскольку возрастают требования к обучению. Однако в каждом регионе есть своя специфика, государство не может учесть все нюансы. Менеджер в горнодобывающей области и сельскохозяйственной – два разных понятия. Поэтому крайне важно, чтобы запрос на специалистов также формировал работодатель.
Ещё один важный вопрос, который надо решать современному образованию, – трудоустройство по направлениям подготовки. Если ребёнок окончил институт и без проблем трудоустроился, ещё не значит, что вуз его успешно подготовил. Ведь через два-три года молодой специалист может почувствовать дисбаланс между полученными знаниями и реальной профессией и уволится. Об эффективности образования можно говорить, когда выпускник вуза устроился по специальности и смог вырасти на этой работе. Именно к такому результату сегодня должна стремиться высшая школа.
Спрос на креативных
В тверском филиале понимают высокие потребности современного рынка труда и прилагают все усилия, чтобы их выпускники были максимально востребованы. Сомневаться в этом даже не приходится!
«Сегодня вузы обязаны привлекать работодателей к учебной деятельности. Причём уже недостаточно просто заключать договоры о прохождении стажировки. Сотрудники предприятий должны проводить занятия, семинары. Важно, чтобы студенты получили практические навыки и умения, – говорит декан юридического факультета Валерий Вереницын. – Студентам нашего факультета лекции читают представители судебной системы, прокуратуры, полиции и других ведомств. В этих же структурах ребята проходят практику, а после получения диплома зачастую остаются там работать. Ещё бы: за время учёбы они узнают профессию изнутри и быстрее в неё включаются. Такие кадры нарасхват!»
Экономисты, которых также готовит вуз, не менее востребованы. Здесь учат по нескольким профилям: финансы и кредит, бухгалтерский учёт, менеджмент. Нынешние студенты ещё не дипломированные специалисты, а уже успешно демонстрируют свои профессиональные знания. В этом году экономический факультет участвовал во Всероссийской олимпиаде по бухгалтерскому учёту. На региональном уровне учащиеся тверского филиала заняли первое место и получили путёвку на федеральный этап.
«Ситуация меняется не только в государстве, но и на уровне региона. Мы отслеживаем все последние тенденции, – рассказывает декан факультета экономики и управления Сергей Тихов. – Наши преподаватели работают по государственным стандартам, однако вместе с тем вносят в учебный процесс что-то новое, исходя из требований рынка. Стереотип «Приходя на работу, забудьте всё, чему вас учили» остался в далёком прошлом. Работодателям нужны готовые специалисты, при этом креативные, адекватно реагирующие на новшества и желающие самосовершенствоваться. Именно таких ребят мы и готовим. В этом году количество преподавателей-практиков мы увеличили на 30%».
Следуя государственным стандартам, аудитории в университете разделили на несколько видов: лекционные, для самостоятельной работы, для проведения индивидуальных и коллективных консультаций. Установлены профессиональные компьютерные программы.
На факультете психологии для обучения используются мультимедийные проекты, богатый библиотечный фонд, специальная лаборатория для исследований. Многие занятия проходят в интерактивной форме. Такой практический подход отлично себя зарекомендовал.
Кадровый вопрос
Высокие требования в современной системе образовании предъявляются к преподавателям. Они тоже должны быть на шаг впереди. Сейчас много говорят о том, что выпускник высшей школы должен обладать творческим потенциалом. Но может ли его заложить человек, у которого нет понимания о трендах экономики? Поэтому педагог должен быть сам обучающимся человеком в течение всей жизни. Иначе он рискует общаться со студентом на разных языках. Главная задача преподавателя – не просто высказаться и выложить информацию, а быть понятым, научить. Делать это с каждым годом сложнее: современных студентов формировала другая эпоха, у них иная мотивация.
Ещё один вызов, с которым сталкиваются многие вузы, – старение педагогических кадров. Если в прежние годы многие студенты мечтали преподавать в институте, сегодня таких немного. Чтобы в университеты пошли молодые квалифицированные сотрудники, работу в вузе нужно сделать более привлекательной. Пока же мы видим, что талантливая молодёжь зачастую уезжает за границу и отдаёт свои силы на развитие зарубежной науки и западных университетов.
В тверском филиале считают, что любовь к профессии надо растить ещё со студенческой скамьи, показывать привлекательность вузовской жизни. Здесь учащихся активно вовлекают в жизнь университета. Они участвуют в различных конференциях, студенческих кружках и даже отчасти заведуют учебным заведением. Это называется студенческим самоуправлением. Ребята помогают утвердить расписание, организовать мероприятия и даже оценить работу преподавателей. Таким образом, они тоже причастны к управлению вузом. Всё это позволяет им посмотреть на вуз не как на чуждый храм науки, а как на родной дом, где можно быть полноценным хозяином.
Точка роста
«Учёба – это тяжёлый труд. Однако, преодолевая те или иные препятствия, происходит возрастание личности. Главное – не останавливаться, а развиваться всю жизнь. Вуз может послужить хорошим трамплином для дальнейшего жизненного пути, – подытожил Александр Анатольевич. – Он помогает приобрести навыки учебы, исследования, профессиональной деятельности и способности совершенствоваться. Только такой вуз ты будешь помнить всю жизнь».
Тверской филиал, без сомнения, считается одним из лучших в Верхневолжье. Здесь созданы современные условия обучения, а об особой атмосфере радости и креативности, царящей в стенах университета, знают уже далеко за пределами города.
Кстати
Тверской филиал МГЭУ открывает много возможностей студентам проявить себя. Здесь активная культурная и спортивная жизнь, работает волонтёрский отряд. Не раз учащиеся вуза участвовали в работе общественных приёмных депутатов, выступали наблюдателями у девятиклассников на государственной итоговой аттестации.