«Работа университета со школьниками никогда не была так актуальна, как сейчас. Она становится одной из важнейших задач каждого российского вуза, приобретает ключевое значение наряду с наукой и образованием студентов», – уверен врио ректора Тверского государственного университета и директор Академической гимназии имени Максимовича, кандидат юридических наук Сергей Смирнов.
За 10 лет своей работы гимназия, являющаяся структурным подразделением крупнейшего вуза нашего региона, завоевала высокий авторитет, а количество её учеников выросло с 9 до 400. С 2017 года здесь также успешно обучают одарённых детей из глубинки в губернаторских классах.
Учёба на позитиве
Елена Семко, tver.aif.ru: Сергей Николаевич, в Твери много разнообразных школ. Зачем университету понадобилось создавать свою, иную, образовательную площадку?
Сергей Смирнов: Я целиком и полностью за развитие школ и искренне желаю, чтобы все они были сильными и хорошими. Но у родителей и детей должен быть выбор. Разные организационно-правовые формы учебных заведений позволяют подобрать то, что будет интереснее и полезнее для того или иного ребёнка. В старших классах нашей гимназии – восемь профилей, из которых дети выбирают направления для своего обучения, а скоро их станет ещё больше. Мы стремимся раскрыть способности и таланты каждого ученика и создать позитивный настрой, чтобы желание учиться сохранилось на долгие годы.
Наконец, помогаем детям правильно выстроить дальнейшую образовательную траекторию, увидеть систему высшего образования изнутри, начать разбираться в ней. Особое внимание акцентируем на возможности посещения гимназистами факультетов ТвГУ, а также предприятий и учреждений нашего региона. Получая о них более объективное представление, подростки могут сделать правильный сбалансированный выбор своего будущего.
– В вашей гимназии, особенно в губернаторском классе, очень много детей, сдающих ЕГЭ на 90 баллов и выше, а также получающих аттестат с отличием. Готовы ли они оставаться в Твери?
– Мы в этом очень заинтересованы, хотя и не ставим такой конкретной задачи. Многие из наших выпускников могут поступить на бюджетной основе практически в любой столичный престижный вуз, и мы за них очень рады. Но вдвойне рады, если они выбирают тверские вузы. Мы показываем гимназистам перспективы жизненного и профессионального успеха на тверской земле, и в значительной степени нам это удаётся.
Акцент на мотивацию
– На что вы делаете акцент, выявляя и раскрывая потенциал каждого ребёнка?
– Прежде всего, на мотивацию. Для этого мы общаемся с ребёнком и его родителями. Поставив во главу угла только лишь изучение портфолио, некоторых детей легко отнести к категории неспособных и неталантливых, а это в корне неверно. Возраст раскрытия талантов и жизненные ситуации бывают разными. Возможно, в бывшем школьном коллективе не сложились подходящие условия для коммуникации, и поэтому ученик не проявлял себя. Мы готовы идти навстречу каждому ребёнку, помочь ему раскрыться. К сожалению, бывают случаи, когда ответной реакции нет, но их очень немного.
– Неужели реально уделить внимание каждому?
– Отчасти данный вопрос решается тем, что у нас небольшие по численности классы: в пятых классах – порядка 12 человек, в старших – до 20. Технологии обучения и организация образовательного процесса могут быть разными, и мы применяем их в зависимости от потребностей детей и класса, чтобы достичь максимального эффекта. Да, есть нюансы, без них в детском коллективе невозможно, но мы стараемся их решать.
– 90% преподавателей Академической гимназии либо работают в университете, либо имеют такой опыт. Но могут ли кандидаты наук передавать детям свои знания в доступной форме?
– Это очень хороший вопрос, и я всегда обращаю на него внимание на родительских собраниях. В ТвГУ более 500 преподавателей, и мы не приглашаем в гимназию тех, кто настроен исключительно на научно-исследовательскую деятельность или на работу с аспирантами и студентами. К нам приходят те, у кого есть желание работать с детьми, а также опыт и хорошие результаты. Многие наши преподаватели входят в жюри школьных олимпиад и конкурсов, являются экспертами комиссий при проведении ЕГЭ. При этом мы специально приглашаем в гимназию ещё и школьных учителей, и перспективных начинающих педагогов без опыта. Когда в коллективе смешиваются три таких компонента, получается замечательный сплав.
Губернаторские классы
– Подбор одарённых детей из районов Тверской области для губернаторских классов организует региональное Министерство образования. Подходы к обучению для них и других гимназистов у вас одинаковые?
– Шесть лет назад мы стояли перед выбором: сделать для учащихся губернаторских классов отдельную замкнутую систему или нет? И решили, что она не нужна. Совместное обучение и общение детей из Твери и области позволяет им развиваться более гармонично. Элитных классов внутри гимназии нет – она вся элитная. И любой ребёнок может получить в ней элитное образование.
При этом гимназисты губернаторских классов живут в Твери в отдельном общежитии, для них созданы прекрасные бытовые условия. Я не знаю ни одного примера не только в нашем регионе, но и в других, чтобы условия жизни для детей из классов такого типа были бы лучше, чем у нас. Также очень насыщенно внеучебное время, много мероприятий, экскурсий. Однако наш принцип – посещение подавляющего большинства внеурочных мероприятий является добровольным.
– Какие самые заметные изменения произошли в Академической гимназии за 10 лет?
– Сейчас уже можно сказать, что у Тверского госуниверситета данный проект получился, а большинство идей и предложений оказались правильными. Это подтверждают не столько награды и грамоты, сколько сами дети и их родители. Если 1 сентября 2012 года порог новой гимназии переступили лишь 9 учеников, причём некоторые из них сомневались в правильности своего решения, то теперь у нас учится более 400 человек. А в последнее время здесь желают обучать своих детей и иногородние родители, и мы стараемся предоставить им такую возможность.
Также в нашем учебном заведении сформировалась демократичная атмосфера, когда преподаватели становятся для учащихся ещё и наставниками, и старшими товарищами. Мы даём детям больше права на ошибку, чем в обычных школах. Данную концепцию нелегко было пронести через годы, так как некоторые родители воспринимают её не совсем верно. Но именно такой микроклимат позволяет наиболее полно раскрыть потенциал детей и в итоге даёт очень хороший результат.
Эффективные вложения
– Появился ли у вас несколько иной взгляд на гимназию с тех пор, как вы стали исполнять обязанности ректора?
– Я пришёл к общему выводу, что Академическую гимназию надо расширять, так как она – один из очень важных рычагов для решения региональных задач. Ещё хотелось бы проработать вопрос о частичном финансировании гимназии из бюджета, хотя бы на уровне 10–20%. Обучение у нас платное для всех, кроме учащихся губернаторских классов, и эта сумма для средних классов потихоньку приближается к 100 тыс. рублей в год, а для старших она уже выше. При этом гимназия не приносит университету прибыли, она лишь покрывает свои расходы. А ведь дети переходят к нам из других школ, тем самым высвобождаются выделенные на их обучение государственные средства. Один из вариантов – ввести образовательные сертификаты, чтобы часть денег шла за ребёнком. Это будет и школы стимулировать к хорошей работе, и нам в помощь.
– Как думаете, окупятся ли такие немалые родительские вложения?
– Я не рискну дать совет родителям, которые лучше знают потребности своих детей и свои планы в отношении их дальнейшей карьеры. Но знаю твёрдо: вложения в образование – самые правильные и эффективные. А вложения в образование детей правильны и эффективны втройне.
Справка
Академическая гимназия имени Павла Павловича Максимовича находится в Твери по адресу:
Студенческий переулок, 13.
Официальный сайт:
Телефон:
(4822) 45-70-41.
Реклама. ООО"СВОД"