«Если посчитать, сколько российские бизнесмены вложили в зарубежную недвижимость, мы бы на эту сумму, наверное, пол-России восстановили», - говорит известный финансист и владелец усадьбы князей Куракиных в Зубцовском районе Сергей Васильев.
Старинное поместье Степановское-Волосово он возродил практически из руин. Сегодня оно - гордость Тверской области и единственный пример в регионе, когда дворянское наследие получило вторую жизнь. Зачем человек с Рублёвки вложился в разруху и спасут ли инвесторы памятники архитектуры?
Чем привлекли руины?
Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Сергей Анатольевич, многие богатые люди не берутся за возрождение усадеб, предпочитая виллы за границей. Зачем вам понадобились развалины вдали от Москвы?
Сергей Васильев: Всё вышло случайно и начиналось как увлечение. Около десяти лет назад Андрей Епишин, тогда председатель областного парламента, устроил для нас, друзей, экскурсию по разрушенным тверским усадьбам. Хотел их показать и, возможно, заинтересовать кого-то из нас. Тогда я впервые увидел Степановское-Волосово - усадьбу князей Куракиных. Была поздняя осень, слякоть. Дом стоял полуразрушенный, покинутый людьми, в зарослях кустов и деревьев… Здание, успевшее побывать в советское время пионерским лагерем, совхозом и даже психбольницей, пережило в 90-х разруху и пожар. Сложно было представить, что можно восстановить его былое величие. Сначала я не был уверен, ввяжусь ли в большую стройку. Однако мы договорились с областной властью, что я арендую руины на пять лет, подготовлю проект по восстановлению и сделаю противоаварийные работы. Но так получилось, что я с головой погрузился в этот усадебный проект, в историю рода князей Куракиных. И постепенно увлечение стало смыслом жизни. Пусть кому-то эти слова покажутся высокопарными, но по-другому относиться к восстановлению русской усадьбы невозможно. Ты влюбляешься в неё, погружаешься сам и увлекаешь семью, друзей.
- Говорят, на реконструкцию вы тратили практически все доходы семьи на протяжении пяти лет. Чего стоило возродить усадьбу?
- Это, конечно, преувеличение, что я тратил все доходы, но издержки и правда были немалые: счёт шёл на миллионы. Впрочем, любая стройка - это большие расходы. Всякий, кто хочет ввязаться в подобное дело, должен быть к ним готов. Основной этап восстановления, от проектирования до внутренней отделки и устройства английского парка, занял около восьми лет. Реконструкция принесла много интересных и запоминающихся сюрпризов. Разбирая в вестибюле главного дома печь советской постройки, мы обнаружили кусок старой фрески. Найденный фрагмент оказался единственным сохранившимся с царской эпохи. В советские годы стены постоянно перекрашивали, а по этому кусочку удалось понять общую идею росписи вестибюля. Удивительным образом удалось разыскать в другом регионе пропавшие скульптуры львов, которые некогда располагались у парадных обелисков на въезде. Работы в усадьбе ещё не закончились. Растёт художественная коллекция, преображаются парк и пруд. У нас появились конюшня, ферма и многое другое. Это проект длиною в жизнь.
Какие нужны условия?
- Реально ли восстановить архитектурное наследие, и кто должен этим заниматься: власти, инвесторы?
- Сколько лет окупается реконструкция усадьбы?
- А сколько окупается дом, который вы решили построить для себя? Это странный вопрос. Усадьба не должна «окупаться». Она должна приносить удовольствие владельцу и тем, кто её посещает. Если и нужно говорить об «окупаемости», то, скорее, в терминах формирования рынка «исторической недвижимости» в стране. Когда постепенно в России в частных руках появятся сотни объектов «исторической недвижимости», на это возникнет определённый спрос. Но пока такой рынок в стране ещё не сформировался. Сейчас усадьба как объект недвижимости, с финансовой точки зрения, скорее, обуза. Но приятная обуза. Как я уже говорил, её нужно полюбить. Если ты относишься к усадьбе как к бизнесу, ничего не получится - прогоришь.
Аренда не выход
- Когда вы покупали усадьбу, вам выставили счёт в два раза больше, чем изначально её оценили. Не обидно?
- Это было, конечно, несправедливо. Когда я только арендовал усадьбу, областной комитет по имуществу оценил её в 15-16 млн рублей. За несколько лет я вложил значительные средства в проект, противоаварийные работы, укрепил фундамент. В итоге перед покупкой мне выставили цену уже в 32 млн рублей. Но в тот момент я решил, что мне легче на это согласиться и двигаться дальше, чем пытаться поменять правила оценки и прочие процедуры, принятые при приватизации объектов. В конце концов, я затеял этот проект ради восстановления усадьбы, а не ради борьбы с устаревшими правилами. Был ещё один казус во время тендера. Тогда возник подставной покупатель, который пытался перекупить здание. Он делал это, чтобы просить у меня отступные. Типичное для нашей страны рейдерство, но удалось всё решить. В остальном процедуры прошли гладко. Областное правительство чётко оформило земельные документы, региональные депутаты, подискутировав, проголосовали за приватизацию. Мне повезло: я имел дело с усадьбой, которая находилась в областной собственности. А вот при продаже объектов из федеральной собственности до сих пор масса проблем и нюансов.
- Почему нет эффекта от закона, по которому памятники архитектуры можно арендовать по рублю за квадратный метр?
- Аренда - это не модель владения исторической недвижимостью. Наиболее удачные примеры восстановления в России получаются только тогда, когда у усадьбы появляется настоящий хозяин, без всяких аренд, даже на 49 лет. Если человек восстанавливает здание, тратит на это деньги и время, он хочет передать его детям, потом внукам. Только реальный хозяин сможет вдохнуть в усадьбу новую жизнь.
Горец в кадре
- Вы не закрыли усадьбу от посторонних глаз?
- У каждой усадьбы, как и у любого дома, своя судьба. Я совместил личный дом и публичное пространство. Мы с семьёй живём в боковых флигелях. Здесь у нас спальные комнаты, как и было у последних хозяев до революции. Главный дом и проходные галереи открыли для всех желающих. Постепенно формируем музей и коллекцию картин, связанную с историей места и живших здесь людей. К нам приезжают туристы из разных городов - посмотреть дом, погулять по парку.
- В усадьбе проходили съёмки короткометражного фильма по рассказу Чехова «На чужбине». Молодой режиссёр, который взялся за этот проект, - друг нашей семьи. Он учился с моим старшим сыном в Щукинском театральном училище. Когда режиссёр предложил снять основную сцену фильма у нас, мы с удовольствием согласились. Он пригласил хороших актёров, в главных ролях - Дмитрий Назаров и Кристофер Ламберт. На неделю дом погрузился в реальный съёмочный процесс. Было очень интересно.
- Есть ли у Тверской области перспективы по развитию туризма?
- Жемчужины Тверской области - малые города. Если привести их в порядок, восстановить исторические здания и соединить хорошими дорогами, уверен: перед регионом откроются огромные перспективы.