Увеличилось количество граждан, которые попались на обман и навязыванием дополнительных товаров и услуг при покупке новых и подержанных автомобилей в автосалонах. Роспотребнадзор Тверской области рассказывает о самых частых нарушениях прав потребителей, а также подготовил памятку, как этого избежать.
- в рекламе или по телефону недобросовестные продавцы указывают заниженную стоимость автомобиля, что не соответствует действительности. Все это делается для привлечения клиентов
- для показа автомобиля или заключения договора-купли продажи продавец настаивает на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса или аванса. В договоре указываются условия об удержании всей суммы указанного взноса или его части
-способ, который кажется все знаю, но всё равно попадаются. Навязывание дополнительных, чаще всего не нужных клиенту, работ услуг. Это может быть более дорогая комплектация автомобиля, установка дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы
Как избежать обмана и навязывания
- внимательно исследуйте отзывы о компаниях-продавцах автомобилей;
- при выборе следует учитывать уполномочен ли автосалон официальным дилером на продажу автомобилей той или иной марки. Эту информацию можно узнать на сайтах официальных дилеров
- выбрав автосалон с хорошей репутацией, проверьте какая информация указана на его сайте, при этом следует учитывать, что обязательной к размещению на интернет-сайте продавца является информация о наименовании продавца, месте его нахождения (адресе), режиме работы. Также следует изучить объем дополнительной информации, которая для удобства покупателя должна включать в себя контактные телефоны продавца и адрес его электронной почты, образцы типовых договоров, информацию о гарантийных обязательствах, стоимости автомобилей, наличии в продаже конкретных транспортных средств с определенной комплектацией и т.п.;
- с осторожностью относитесь к предложениям продажи автомобилей по цене ниже рыночной, при этом попросите продавца направить на электронную почту проект договора купли-продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей Вас марки автомобиля для предварительного ознакомления;
- при покупке подержанного автомобиля проверьте историю машины самостоятельно воспользовавшись информацией, расположенной на официальном сайте Государственной инспекции безопасности дорожного движения в разделе «Проверка автомобиля»
- не спеша, вдумчиво и внимательно изучите договор до его подписания, при этом учтите следующие аспекты: нельзя пропускать ни одного пункта; читайте все, что написано мелким шрифтом; не ставьте подпись, если какие-то пункты документа Вас не устраивают или не соответствуют тому, что говорит менеджер; в договоре обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата, если Вы откажетесь от покупки по вине продавца, а также полное описание модификации модели (должна соответствовать заводской комплектации); подписывайте тот договор, который только что прочли, если менеджер унес документ, а затем вернул, придется перечитать снова, чтобы уберечь себя от недобросовестных действий персонала;
- следует учесть, что наиболее безопасной является оплата банковской картой; при оплате наличным способом необходимо истребовать документ, подтверждающий факт внесения денежных средств; в любом случае Вам должен быть выдан контрольно-кассовый чек (в т.ч. в электронном виде). Обращаем внимание потребителей, что в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» на сайте ФНС России находиться приложение «Проверка чека ФНС России». Приложение позволяет не только получать и хранить кассовые чеки в электронном виде, но и проверять их легальность и добросовестность продавца, а при необходимости - сообщать о нарушении.
- перед тем как забрать машину, нужно ее осмотреть на наличие дефектов - царапин, вмятин и др. Еще один важный аспект - сверка номера двигателя, шасси и номер кузова, VIN с договорными условиями, проверка комплектности, контроль уровня технических жидкостей. Обязательно проверьте, работает ли освещение, дополнительное оборудование. Если авто, которое Вы выбрали, находится под открытым небом, то перед осмотром можно попросить помыть машину, так Вы не пропустите дефекты;
- подписывайте акт приема-передачи автомобиля, только после тщательного осмотра.
Куда обращаться с жалобой
Поводом написать жалобу на автосалон может быть:
- несоответствие фактической цены в договоре и заявленной в рекламе или на сайте;
- несоответствие комплектации автомобиля;
- отказ вернуть покупателю внесенный аванс;
- навязывание дополнительных товаров, работ, услуг;
- продажа подержанного авто, прошедшего «предпродажную подготовку» под видом нового и др.
Пожаловаться на противозаконные действия автосалона можно:
- к производителю или в уполномоченную им организацию
- в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
- в суд
- в органы внутренних дел