С начала 2023-го года в Тверской области действует специальное учреждение, занимающееся выявлением случаев безбилетного проезда в общественном транспорте. За семь месяцев оштрафовано уже около 11 тысяч «зайцев». Причём наказание увеличено с одной тысячи до 2,5 тысяч рублей, а в ряде случаев пассажирам может грозить даже административный арест.
Поиск нарушителей
Сейчас в ГКУ «Организатор перевозок Тверской области» работают около 30 специалистов, которые в составе 10-15 бригад выходят на линию. Отправляют инспекторов и контролёров на те маршруты, где установленные в автобусах системы отслеживания пассажиропотока фиксируют наибольшее число безбилетников. В планах довести численность контролёров до 100 человек. Тогда на четыре тысячи рейсов в день, которые совершают автобусы по Твери, будет действовать уже 50 бригад.
В нынешнем году контролёры обращались за помощью полицейских уже около 500 раз, но чаще всего после вызова стражей порядка пассажиры, не дожидаясь их приезда, находят нужные документы.
Спорные ситуации
Бывает, что на маршруте возникают спорные ситуации. Например, не работает приложение для оплаты проезда или валидатор. «Да, бывают сбои системы, но всегда остаётся какой-то иной вариант для оплаты проезда. Контролёр всегда войдёт в положение. Мы их сейчас тоже воспитываем, как и пассажиров, – уверяет Сергей Атанов. – Если какая-то конфликтная ситуация всё-таки возникла, например, пассажир говорит, что хочет платить только по QR-коду, то это не ответ. В любом случае у него есть 10 дней, чтобы оспорить штраф, – прийти к нам и написать жалобу. Если мы чувствуем, что был перегиб со стороны контролёра, мы отменим постановление о штрафе».
При этом в госучреждении напомнили, что к рассмотрению принимают только заявления, написанные непосредственно при визите к ним или отправленные по почте. В электронном виде жалобы на выписанный штраф не принимаются.
«После того, как штраф утверждён, у гражданина есть 60 дней на его оплату. Если штраф не оплачен, мы готовим документы в службу судебных приставов, которые уже принудительно взыскивают деньги. Они ставят на контроль счета в банках. Даже если сейчас у гражданина нет средств, как только они появятся на счёте, штраф будет автоматически списан, – добавляет директор ГКУ «Организатор перевозок Тверской области». – Одновременно эти документы направляются в мировые суды. Тут уже санкция либо 5000 рублей штрафа, либо административный арест».
У инспектора с собой всегда есть включённый видеорегистратор. Запись видео со звуком хранится в течение 30 дней. По ней можно отследить, что стало причиной спора между контролёром и безбилетником.
Из 11 тысяч оштрафованных жителей Тверской области около двух тысяч отказались платить добровольно. Теперь их дела переданы судебным приставам.
Кто чаще не платит?
«Многие думают, что деньги от штрафов идут перевозчикам. Нет, все перевозчики – на государственных контрактах. Деньги им уже заплачены, поэтому средства идут напрямую в бюджет Тверской области, а оттуда на реализацию различных социальных программ», – рассказывает Сергей Атанов.
Госучреждение сейчас думает над тем, как повысить платёжную дисциплину не только карательными, но и профилактическими методами. По словам Атанова, на данный момент чаще всего не платят за проезд студенты. Кроме того, заметно упала платёжная дисциплина школьников, которым родители стали меньше покупать абонементы на проезд. «Сейчас мы думаем о том, чтобы прийти в учебные заведения с разъяснительной работой, – подчеркнул директор учреждения.– Детей мы не штрафуем. Но это всё равно совершённое ими правонарушение. Это может повлечь постановку на учёт, направление информации в школу и другие неприятные последствия».