Современные ученики имеют проблемы со зрением, желудком и осанкой.
"ЭТО РАНЬШЕ ДЕТИ ЛЕЧИЛИСЬ ОТ ПРОСТУДЫ И АНГИНЫ, А СЕЙЧАС ГЛАВНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ НЕДУГИ - ПРОБЛЕМЫ СО ЗРЕНИЕМ, ЖЕЛУДКОМ И СПИНОЙ. ПРИЧЁМ НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ - У КАЖДОГО ВТОРОГО УЧЕНИКА, - ГОВОРИТ ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВА, ВРАЧ-ПЕДИАТР, ЗАВЕДУЮЩАЯ ПОЛИКЛИНИКОЙ N 1 В ТВЕРИ. - ДЕТИ СТАЛИ БОЛЕТЬ ЧАЩЕ, ДА И БОЛЯЧКИ У НИХ ПОРОЙ ВЗРОСЛЫЕ".
Почему здоровье подрастающего поколения ухудшается и как это исправить, доктор Васильева рассказала корреспонденту "АиФ в Твери".
ВОТ ЖЕ ЯЗВА!
-Татьяна Александровна, какие болезни чаще всего встречаются у школьников?
-Сегодня здоров лишь каждый третий ребёнок. Чем только не болеют современные ученики! В прошлом году в нашей поликлинике было осмотрено около 18 тыс. детей до 17 лет. И что вы думаете: лидируют не простудные вирусы, а серьёзные болезни. Это нарушения осанки, зрения, органов дыхания, пищеварения, эндокринной системы и нервные расстройства. Конечно, детвора болела этим и раньше, но крайне редко. Да что там говорить: сей.час уже в первом-втором классах почти у 20% детей начинается сколиоз, у 10% - плохое зрение, часто встречается ожирение. А уж сколько астматиков и аллергиков! Современная медицина сделала огромный шаг вперёд и теперь способна эффективно лечить многие заболевания, но, увы, дети стали болеть чаще и тяжелее. И с возрастом их число только увеличивается.
-С чем это связано?
-Самая главная причина - ухудшается экология. Посмотрите, сколько у нас машин и каким воздухом мы дышим. Естественно, с каждым годом становится больше аллергенов, а в таких условиях обостряются все заболевания. При этом жить экологично в мегаполисе сегодня дорого. Выбирая в городе между квартирой в панельном доме и деревянным коттеджем в парковой зоне, многие из нас выберут первое, потому что это дешевле. Удар по здоровью детей - современное питание. Натуральных продуктов мало, а в магазинной пище - полно химии. К тому же не все родители следят, чтобы чипсы, сухарики и газировка не заменяли ребёнку полноценного обеда. Отсюда проблемы с желудочно-кишечным трактом.
-Как приучить ребёнка питаться правильно?
-Это задача родителей. Мамам не надо лениться и кормить по утрам ребёнка наспех сделанным бутербродом. Это псевдозавтрак. По утрам ребёнок должен кушать кашу, в обед - суп и гарнир, обязательны лёгкий полдник и ужин. Перерывы между едой у детей не должны превышать четыре часа. От фастфуда и других продуктов быстрого приготовления вообще держите ребёнка подальше. Это, может, и вкусно, но чревато гастритом, а в будущем и язвой. В тверских школах неплохие столовые. Меню в них разработано в соответствии с требованиями института питания. Другое дело, что старшеклассники зачастую пренебрегают горячими обедами и перебиваются перекусом всухомятку. Но так происходит не по.тому, что они не хотят кушать, а потому что экономят деньги, вы.данные родителями на питание. Если государство хочет получить здоровое поколение, я бы советовала сделать обеды бесплатными для всех школьников, а не только для учеников начальных классов. Так у ребят постарше не будет соблазна сэкономить на собственном желудке.
ПЕРЕУЧИЛИСЬ
-Мамы давно бьют тревогу -порой уроки приходится учить до полуночи. Реально ли вынести детскому организму такие нагрузки?
-Конечно, нет. Режим дня - основа детского здоровья. Но разве будешь его соблюдать, когда с детей спрашивают как с взрослых?! На домашние уроки в норме надо отводить 3-4 часа, но задают столько, что этого времени не хватает. Нагрузка на растущий организм ложится с малых лет. Да что говорить: уже к первому классу ребёнок сегодня должен уметь читать, писать и считать. Но ведь нас этому обучали в школе, и мы всё успевали: в детском саду мы гуляли, играли и даже не дума.ли об учёбе! С первых классов в некоторых школах вводят по 2-3 иностранных языка, в старших классах - углублённое изучение предметов, факультативы и т.д. Я понимаю, что наши дети должны быть лучше нас, более продвинутыми и смышлёными. Но такая нагрузка отражается на здоровье и приводит к стрессам. Среди подростков 15 - 17 лет проблемы с нервной системой в Твери имеют около 5% школьников. А это, в свою очередь, может спровоцировать уже другие заболевания. Например, астма, язва, гастрит, диабет - эти заболевания могут иметь и психологические корни. Если ребёнок часто болеет, дело может быть не только в низком иммунитете, но и в постоянном нервном напряжении, вызванном школьной нагрузкой. Безусловно, нужны кружки и факультативы, но должно быть время и на отдых.
- Современных детей также обвиняют в малоподвижности, при этом на компьютеры время они находят. Можно ли расшевелить виртуальное поколение?
- Гиподинамия - бич современности. В последнее время школы стремятся изменить ситуацию: ввели дополнительные уроки физкультуры, посещение бассейнов и тренажёрных залов. Однако дома при малейшей возможности дети садятся за компьютер. Даже книжки читают с планшета: сидя, лёжа, да как угодно. А потом родители удивляются, почему их чадо теряет зрение. Из-за малоподвижности дети имеют проблемы с осанкой и лишним весом. Однако страдает от "компьютеризации" не только физическое здоровье. Современные дети меньше общаются со сверстниками, не могут выразить своего мнения и стесняются отвечать на уроках. Их умственные способности и умение фантазировать развиваются хуже. Понятно, что отказаться от компьютеров в сов.ременном мире нельзя, да и не стоит, но пытаться разнообразить досуг детей - прежде всего задача родителей. Хотя бы в каникулы старайтесь активно проводить с ребёнком время: вместе куда-то выезжайте, отправляйте в санатории и детские лагеря. Да и просто на выходные можно выбраться куда угодно. Было бы желание! Здоровый отдых, правильный режим дня и хорошее питание -для иммунитета ребёнка важнее всяких витаминов!
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Среди детей от 0 до 14 лет:
■ Заболевания органов дыхания - у каждого второго;
■ Заболевания органов пищеварения - у каждого седьмого;
■ Заболевания нервной системы - у каждого восьмого.
Среди детей от 15 до 18 лет:
■ Заболевания органов дыхания - у каждого третьего;
■ Заболевания органов пищеварения - у каждого шестого;
■ Заболевания нервной системы - у каждого пятого.