ТВЕРСКИЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ОБРАТИЛИСЬ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ КОМИССИЮ С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ПЕРЕСМОТРЕ ТАРИФА ДЛЯ МАРШРУТОК. НА ЭТОТ РАЗ - АЖ ДО 22 РУБЛЕЙ ЗА ПОЕЗДКУ. ЕСЛИ ЦЕНА ЗА ПРОЕЗД НЕ УВЕЛИЧИТСЯ, РАБОТАТЬ СТАНЕТ ПРОБЛЕМАТИЧНО, - УТВЕРЖДАЮТ ОНИ. БЕНЗИН И ЗАПЧАСТИ ДОРОЖАЮТ, КТО ПОКРОЕТ РАСХОДЫ? НИКАКИХ ГАРАНТИЙ, ЧТО КАЧЕСТВО ПЕРЕВОЗОК УЛУЧШИТСЯ,ПРИ ЭТОМ НЕТ.
ХУЖЕ ДРОВ!
Это уже не первая попытка перевозчиков залезть в карман пассажиров. В марте часть маршрутчиков самовольно, без всяких законных оснований, подняли плату за проезд до 20 рублей. Кто-то платил эту сумму и ехал дальше, кто-то отказывался рассчитываться "по-новому", рискуя быть высаженным прямо на дороге. Конфликт в итоге себя исчерпал: власть заявила, что экономических оснований для роста тарифов нет. Цены сохранилась на уровне 15 рублей.
Заявления об убыточности бизнеса при нынешней стоимости билета не выдерживают критики: маршруток на дорогах меньше не становится. Может, тверичане и согласны были бы отдавать за проезд чуть больше, если бы ездили в комфортных и безопасных условиях. Но для любого "безмашинного" горожанина поездка в маршрутке - всегда риск: доедешь до места назначения или больничной койки? За рулём почти всех маршруток - мигранты. С одной стороны, у профессионализма нет национальности. С другой - шофёрам-иностранцам в областном центре до него очень далеко. По новому закону "О безопасности дорожного движения" все мигранты должны были поменять свои права на российские ещё в ноябре прошлого года. С тех пор сроки продлевали несколько раз, последний - до июня 2015-го. Причина: с экзаменом на знание элементарных правил дорожного движения справляются единицы! И учиться, судя по всему, не торопятся. "За одну неделю попала сразу в две аварии, и всё в 27-й маршрутке! Травмы, к счастью, не слишком серьёзные. В одной из них поцарапала коленку, когда вместе с другими пассажирами при резком торможении с сидений полетела вперёд", - рассказывает Татьяна ИЛЬИНЫХ, наша читательница. Водители не умеют толком перестраиваться на дороге, у перекрёстков начинают обгоны, подрезают, перекрикиваются между собой, разговаривают по сотовому и т.д. Про то, как у нас водят маршрутки, можно снимать остросюжетный фильм. "Недавно ехала на маршрутке N 8 , - продолжает Татьяна. - Так водитель просто игнорировал просьбы об остановке, так как очень спешил проскочить перекрёстки ни мигающий зелёный. Заметила и такую "особенность": людей высаживают посреди проезжей части по ходу движения под колёса других. Та же "восьмёрка" по утрам иногда и вовсе не останавливается: водители в плотном транспортном потоке на низкой скорости открывают двери, пассажиры спрыгивают и впрыгивают. Все спешат. А куда? На тот свет?"
И это опыт только одного тверского пассажира! Наверняка у каждого в запасе не одна проверенная на себе "страшилка".
ВНЕ КОНКУРСА
Новости о маршрутках, попавших в ДТП, никого уже не удивляют. Все знают: водят их как попало. В салонах - грязь, двери и сиденья часто не исправны, окна во многих машинах заклеены рекламой - обзора никакого. Кого волнует, что пассажир может проехать свою остановку?
"За 11 месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Тверской области количество ДТП, совершённых водителями "маршруток", выросло на 207,6%, количество пострадавших на 84,2%, - сообщил Денис ЧЕРНЫХ, начальник отдела областной Госавтоинспекции. - В Твери за это время произошло 20 ДТП: в Заволжском районе - 4, в Центральном - 6, в Московском и Пролетарском - по 5. В этих авариях 26 человек получили ранения из-за падения, столкновения и наезда маршруток на другие транспортные средства, наезда на пешеходов и велосипедистов. Ещё 7 ДТП зарегистрированы в районах области, в результате которых 9 человек получили ранения. Основные причины: недостаточная квалификация и низкая дисциплина водителей, несоблюдение нормативных правовых актов по безопасности дорожного движения. Однако реалии таковы: нарушаешь правила - плати штраф и продолжай возить пассажиров. Сейчас в Твери только два официальных маршрута: N 14 и N 55. Остальные перевозчики не смогли пройти конкурс, объявленный администрацией города, - не удовлетворили требованиям. Ездят сами по себе, согласовывая маршруты между собой.
Можно долго решать, как должна выглядеть тверская схема движения, увеличивать или сокращать маршрутки, убирать или оставлять трамвай... Ясно пока одно: люди каждый день садятся в грязные, переполненные, особенно в час пик, машины с водителями-непрофессионалами, рискуя жизнью и здоровьем. Пока этот вид транспорта в Твери остаётся основным видом передвижения. И повышать стоимость проезда можно лишь, когда вместо этого бардака в работе маршруток воцарится порядок, и каждый пассажир будет уверен: владелец маршрута отвечает за него головой, платит налоги и всё делает по правилам.
Владимир ГУСТОВ, исполнительный директор Тверского автотранспортного союза:
- Ещё три года назад перевозчики ратовали за автоматическую корректировку тарифа с учётом инфляции. Каждый год к сумме 15 рублей добавлялось бы по рублю. Это бы не сильно било по карманам. Но предложение поддержки не нашло. За три года с момента установки действующего тарифа цены выросли на всё, при этом бизнес частных перевозчиков государством не субсидируется. Надо понимать, что цена за поездку и качество перевозок - разные вещи. Любой водитель может нарушить правила дорожного движения, получить за это штраф от ГИБДД. Кстати, уголовную и административную ответственность с ним разделит и предприниматель. Водителей-мигрантов на работу берут тоже не от хорошей жизни -миграционное законодательство ужесточилось, ответственность работодателя перед законом за такого сотрудника высока. Тверичан же, как правило, не устраивает зарплата и нелёгкие условия труда - целый день колесить в пробках. А как больше платить водителю, если бизнес и без этого убыточен? Маршрутки остаются самым удобным транспортом: за одну цену без пересадок можно проехать почти весь город.
Юрий ТИМОФЕЕВ, глава администрации города Твери:
- Система общественного транспорта в городе в том виде, как она сложилась на сегодняшний день, существовать больше не должна. Необходимы качественные перемены. Об этом мы говорили на встрече с основными участниками рынка пассажирских перевозок города. В изменениях заинтересованы и городская власть, и сами перевозчики. Предприниматели поддержали инициативы по внесению изменений в 223-е Решение Тверской городской Думы "Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения", озвучили свои предложения. Они касаются проведения конкурсов по определению перевозчиков на маршруты и мер борьбы с недобросовестны.ми предпринимателями, действующими вне закона. Для конструктивной работы в этом направлении создана рабочая группа по транспорту. Если в декабре изменения в нормативную базу будут внесены, уже в январе могут быть объявлены конкурсы. По их итогам мы получим чётко выстроенную систему пассажирских перевозок, в которой разные виды транспорта будут не конкурировать, а дополнять друг друга. Приоритет при этом остаётся неизменным - это безопасность и комфорт пассажиров.
Александр ЕГОРОВ, руководитель общественной организации "Лаборатория Удобный город":
- Будущее - за современным общественным транспортом. В первую очередь нужно делать ставку на развитие трамваев, троллейбусов и автобусов, которые вмещают большее количество пассажиров. Маршрутные такси также необходимы городу, но они должны обслуживать немагистральные улицы и соблюдать чётко установленные правила, а также подвозить пассажиров из удалённых частей города и Калининского района до транспортно-пересадочных узлов магистральных маршрутов. В таких узлах можно будет пересесть на троллейбусы, автобусы и трамваи, которые, в свою очередь, довезут до центра без пробок по выделенным полосам. При этом цена на проезд в подвозных маршрутках должна быть невысокой.
Сейчас разница в стоимости проезда в маршрутке и в транспорте большой вместимости всего один рубль, что, безусловно, неправильно. Из-за этого большинство пассажиров предпочитает пользоваться маршрутками, которые в результате едут переполненными до отказа. А разница должна быть, так же как и должны существовать выгодные проездные билеты на муниципальный транспорт. Тогда у пассажира будет выбор: либо купить проездной на автобус-трамвай-троллейбус и ездить чуть дольше по времени, но дешевле. Либо платить больше и ехать быстрее. Таким образом, муниципальный общественный транспорт поможет сэкономить, а после модернизации позволит перемещаться по городу быстрее и комфортнее. Подобные тенденции по возрождению общественного транспорта наблюдаются сейчас во многих регионах страны. Чем Тверь хуже?
КСТАТИ
■Во Владимире "разовая" поездка на маршрутке обойдётся в 16 рублей.
■ В Смоленске - 14 рублей.
■ В Пскове и Ярославле - 18 рублей.
■ В Рязани - 15 рублей.
■ В Санкт-Петербурге - 35 рублей и выше, в зависимости от дальности расстояний.