Почему ремонт крыши привёл к смерти тверичанки?
В Твери на ул. Мусоргского обрушился дом, погибла женщина. Как такое могло произойти?
В. Смирнова, Тверь
Ноябрь этого года поделил жизнь двух родных сестёр из Твери на "до" и "после". Их мама Ольга Тамановская погибла в собственной квартире в доме N 38/33 на ул. Мусоргского под завалами рухнувшей крыши. 23-летняя Елена и 10-летняя Юля в одночасье лишились тепла материнских рук и нежной маминой улыбки.
ЖИЛАЯ МОГИЛА
Казалось бы, всё начиналось "за здравие". В 12-квартирном двухэтажном доме 1959 года постройки управляющая компания "Орша" решила "под зиму" капитально отремонтировать крышу. Наняла для ремонта фирму-подрядчика. Это событие само по себе стало незаурядным: последний раз бригаду рабочих здесь видели в 70-е, когда переводили дом с печного отопления на центральное.
"У нас никто ничего не спрашивал. Когда пришли строители, тогда мы и узнали, что собираются ремонтировать крышу. Сначала обрадовались - работать будут русские парни, не мигранты. Успокоились, но ненадолго, - хором сетуют пострадавшие.- Надо было видеть, как начали "разбирать" кровлю! Дом ходуном ходил - это так "отдирали" старые стройматериалы, с высоты бросали их прямо под окна. Шум стоял на всю округу! Даже территорию вокруг не огородили. Сколько раз мы выходили, говорили, что же вы, ребята, делаете. Дом старый, перекрытия деревянные, он же всего этого не выдержит. Как об стенку горох! А потом вот это..."
По предварительной версии, на крышу разом погрузили целую пачку шифера. Это не одна сотня килограммов. Тут и специалистом быть не нужно, чтобы понимать - вес для старого здания критичный. Гнилые перекрытия рухнули. На месте двух квартир в один момент образовался "колодец". Их жильцы лишились всего имущества, а Лена с Юлей ещё и мамы. Во время обрушения Юля находилась рядом с матерью. Маленькую девочку с травмами увезли в больницу. Трагедия произошла в разгар дня, старшая сестра была на работе. Случись обрушение ночью, жертв было бы больше. К тому же почти в каждой квартире проживали дети.
Ольге было 50. Её муж умер семь лет назад, семья жила более чем скромно. Соседи вспоминают погибшую только добрым словом: отзывчивая, приветливая, всё делала для своих девочек... Не было у неё престижной работы, больших денег, богатого наследства. Обычная женщина, которую не баловала жизнь, но которая старалась достойно жить ради своих детей. "У девочек нет ни одного близкого родственника, нет и другого жилья, всё имущество и документы "похоронены" под обломками здания, - рассказывает Константин ДУНАЕВСКИЙ, адвокат семьи.- Лена работает в библиотеке, зарплата - сущие копейки. Как и на что им теперь жить? Сколько ещё времени понадобится, чтобы вывести младшую сестру из психологического шока? Ведь на её глазах погибла мать! Вопрос оформления опеки Елены над Юлей из-за отсутствия жилья остаётся открытым. Очень надеюсь, что в дело вмешаются власти города и области и поскорее предоставят Елене жильё, окажут достойную материальную помощь".
Жителей злополучного дома сначала поселили в гостиницу, кто-то отправился к родственникам. Теперь большинство из них вынудили вернуться в дом, где нет крыши над головой. Одной из семей, в чьей квартире до сих пор нет пола, предложили въехать в комнату общежития без мебели и удобств. Люди отказались и намерены разбить палатку у чиновничьих кабинетов. "Почему надо было доводить ситуацию до такого?! - возмущается одна из соседок погибшей. - В этом доме и раньше было страшно жить, а теперь - ещё страшнее".
ДОМА-УБИЙЦЫ
Находиться в собственной квартире многим из нас в последнее время стало небезопасно: того и гляди - рухнет крыша, упадёт стена или обвалится потолок. При таком отношении некоторых управляющих и строительных компаний к своему делу как старые, так и новые дома могут стать убийцами. С переселением людей из большинства ветхих зданий преступно затянули. Есть новостройки, которые трещат по швам, так как их построили без соблюдения технологий и нормативов. В этом году треснули фасады новых многоэтажек в Удомле и Конаково. А ещё люди летят вниз вместе со своими балконами, как было этим летом в Бологом. Зимой на голову нам валятся козырьки и пласты неубранного вовремя снега, съехавшего с кровли, либо под его тяжестью "складываются" крыши. Запросто можно стать жертвой сосульки - не все управляющие компании спешат их сбивать. Зато квитанции всегда присылают вовремя.
Сообщения о рухнувших, покосившихся, треснувших по швам домах стали привычными. Зато не слышно о наказанных за страдания и лишения людей. По вине той же компании "Орша" в прошлом году жители дома на набережной Иртыша остались без крова: на них в прямом смысле слова упала крыша, которую за зиму ни разу не чистили от снега и наледи. К счастью, тогда обошлось без жертв. Почему в нашей стране стало возможным так цинично экономить на людях? Почему дома строят и ремонтируют "профессионалы с улицы", фирмы с непонятным прошлым? Почему управляющие компании, призванные работать на благо жильцов, воспринимают последних как надоедливых жалобщиков?
Ольга Тамановская уже никогда не увидит, какой станет её маленькая Юля. Оставшиеся без квартир и имущества жильцы каждый день приходят к родному подъезду, не в силах поверить в произошедшее. Всем остальным, кто так до сих пор ютится в старых хибарах, ничего не остаётся, как тревожно прислушиваться к разному шуму: не их ли дому в этот раз "снесёт" крышу...
Валентина ПЕРЕВАЛОВА, председатель Тверской региональной общественной организации "Союз избирателей":
- Нет настоящего контроля в сфере ЖКХ. Его отсутствие рождает безответственность. Система устроена так, что никто ни за что в итоге не отвечает. Погибла женщина. По сути, это убийство. Но разве какой-нибудь чиновник понесёт наказание? Вряд ли. Найдут крайнего, как обычно. Или вообще окажется, что спросить не с кого. Да что говорить! Чиновники, которых обвиняют в крупных хищениях государственного масштаба, вместо того чтобы сидеть на нарах, пляшут, поют и устраивают вернисажи! И всё это цинично показывают людям с экрана! Естественно, возникает недоверие к власти по всем фронтам: "своих" - не наказываем. Поэтому трагические случаи воспринимаются как нечто заурядное. Люди привыкли, что правды не найти, как ни старайся, что на реальную помощь от власти надеяться нельзя. Что, скорее, помогут люди с улицы, чем те, кому положено по закону. Пока каждый чиновник не будет нести личную ответственность за то, что происходит в его ведомстве, население так и будет гибнуть под обломками своих домов.
Михаил ДРОЗДОВ, и.о. главы ад.министрации Заволжского района:
- Дочерям погибшей женщины оказана материальная помощь, для проживания им выделена двухкомнатная квартира в Заволжском районе Твери. Кроме того, администрация города оказывает старшей дочери помощь в оформлении документов на опекунство над младшей сестрой. Независимая экспертная организация пришла к выводу - эксплуатация большей части жилых помещений дома N38/33 по ул. Мусоргского возможна. Причиной обрушения части межэтажного и чердачного перекрытий стало нарушение технологии производства работ по капитальному ремонту кровли. Эксперты заключили, что эксплуатация трёх квартир дома допустима без ограничений, ещё в шести нужно провести отбивку штукатурки, завершить ремонт кровли, восстановить перекрытия и т.д. На сегодняшний день все семьи уже вернулись в своё жильё, за исключением трёх. В их квартирах ещё идут ремонтно-восстановительные работы. Здание подключено ко всем необходимым коммуникациям.
Владимир ФЕДУЛИН, эксперт комитета по устойчивой энергетике Европейской комиссии ООН:
- Проблема Твери в том, что большое количество жилья построено в послевоенные годы. Таких домов много в Заволжье, в районе улицы Орджоникидзе и в других местах города. Как правило, в них везде деревянные перекрытия, которые просто сгнили от времени. Такие дома не были рассчитаны на столь долгую эксплуатацию. Они простояли без капитального ремонта 60 и более лет! Жить там, конечно, опасно, совсем ветхие здания должны быть на особом контроле. Но вместо этого многие из них просто включают в программу по капитальному ремонту, который в лучшем случае состоится через 10 лет. И всё это "на глазок". Чтобы установить истинное состояние дома, надо провести техническую инвентаризацию с обследованием крыши, стен, фундамента и использованием современных приборов, вынести грамотное заключение. Но работы эти, разумеется, дорогостоящие. Никто их проводить не собирается. Чтобы избежать несчастных случаев, надо обращать внимание на жалобы жителей и проверять в первую очередь именно такие проблемные объекты. А что делать жителям в ожидании капремонта - ждать обрушения? Вполне понимаю страх людей, которых сейчас принуждают опять вернуться в разрушенный дом. Наверняка ещё до разыгравшейся трагедии жители второго этажа ощущали вибрацию под ногами от ветхости здания. Каким образом дом на ул. Мусоргского признали пригодным для жилья - не понимаю! Закрадываются сомнения в "независимости" проведённой экспертизы. Пока есть такие дома, люди не могут чувствовать себя в безопасности. Каждый момент существует вероятность, что пострадает кто-то ещё.
КСТАТИ
ПОМОЧЬ ОСИРОТЕВШИМ СЁСТРАМ МОЖЕТ КАЖДЫЙ ИЗ НАС!
ОАО "Сбербанк России" Тверское отделение N 8607 N8607/0158
Номер лицевого счёта: 42307.810.2.6300.0181103
Получатель: Юлия Сергеевна Тамановская
Смотрите также: