До кого не "достучаться" в интернете?
Получить загранпаспорт, подать налоговую декларацию, оформить социальное пособие и даже зарегистрировать авто - сегодня это можно сделать одним нажатием кнопки. Всё больше ведомств переходят в режим "онлайн". Список услуг, которые можно получить, не выходя из дома, растёт год от года.
Однако жители Тверской области благами "электронного правительства" пользуются неохотно: при миллионном населении региона на портале госуслуг зарегистрированы 12 тыс. человек.
Глубинка в пролёте?
"Интернет упрощает нашу жизнь, и этим нужно пользоваться, - уверен Максим Раевский, житель Твери. - Я оплачиваю коммуналку, связь и даже одежду покупаю, не выходя из дома. Сейчас освоил портал госуслуг и оформляю загранник. Это невероятно удобно - ни очередей, ни бумажной волокиты. Заполнил документы по форме, сфотографировался и через месяц приходи за паспортом. Правда, жителям районов придётся ехать в Тверь: документы, оформленные через Интернет, получают здесь. Но по сравнению с очередями в районных паспортных столах это мелочи жизни".
Интернет сегодня есть в любом захолустье, но жители глубинки не активно осваивают блага цивилизации. Чтобы вас "пустили" в "электронное правительство", нужно зарегистрироваться на портале www.gosuslugi.ru и получить код активации. Казалось бы, всё проще простого, если бы не одно "но". Пункт выдачи кодов - один на область, и открыт он в Твери.
Удостоверяющий центр находится под контролем Федеральной службы безопасности, и в каждом регионе он один. Понятно, что никто специально не поедет за этим кодом в Тверь из Андреаполя, это шесть часов езды. Но это не значит, что дальние районы обделены. Вы можете заказать "доставку на дом": получить код заказным письмом по почте".
Аутсайдеры сети
На сегодняшний день коды активации в Верхневолжье получили свыше 12 тыс. человек. Это - капля в море. Услуг, доступных в режиме онлайн, у нас тоже оказалось не так уж и много. В прошлогоднем рейтинге Минсвязи России по запуску электронного правительства Тверская область стала аутсайдером: мы заняли последнее 83 место. Причина "отсталости" - отсутствие региональных и муниципальных услуг.
Список онлайн-возможностей у нас гораздо меньше, чем у жителей других регионов. Пока нам доступны только федеральные услуги: подача документов на загранпаспорт, уплата налогов и штрафов, запись на приём к врачу и т.д. Другие же полезные сервисы регионы разрабатывают сами. Это могут быть регистрация рождения ребёнка, получение субсидий на оплату жилья или пособия по уходу за ребёнком, регистрация или расторжение брака. Например, в Петербурге, Ростове-на-Дону и многих других городах работает электронная очередь в ЗАГС. А в Твери молодожёны по-прежнему ночуют у центрального загса, чтобы подать заявление на желаемую дату.
Нет на тверском портале госуслуг и электронной очереди в детские сады. Она существует отдельно. Записать ребёнка в детсад жители Твери могут на сайте www.detsad.tver.ru. Отдельно от портала живут и другие ведомства. Например, на сайте налоговой службы www.nalog.ru можно записаться на приём в инспекцию, на сайте службы судебных приставов www.r69.fssprus.ru узнать свои долги и погасить их, на региональном портале www.tver.mobimed.ru - записаться на приём к врачу. Приходится запоминать все эти адреса, чтобы не заблудиться в сети. Почему нельзя объединить эти сервисы "под одной крышей" - на едином портале госуслуг?
Возможно, через пару лет мы действительно забудем, что такое очереди в чиновничьих коридорах, больницах и паспортных столах. Пока же это только разговоры. Недавно я убедилась в этом сама: записалась к врачу на сайт одной из больниц, но в назначенное время меня не приняли. "Что нам ваши Интернеты? У меня народу целый коридор", - отрезал доктор, и мне пришлось занять место в конце очереди. Не электронной, а живой.