Из-за волны возмущения донорам вернули льготы
Прошло почти полгода с тех пор, как в России вступил в силу новый закон о донорстве. Шума он наделал много. Ещё бы: нововведения грозили реальным дефицитом крови. Как обстоит дело сейчас, когда федеральные власти наконец пошли на попятную? Не пострадали ли от новых порядков больные, нуждающиеся в крови и её компонентах?
Кровный интерес
Авария, серьёзная травма или тяжёлая болезнь - от трагедии не застрахован никто. Сообщения с просьбой пожертвовать кровь встречаются регулярно. К примеру, прошлым летом медики иска.ли кровь второй положительной и четвёртой отрицательной группы для двух подростков из Бологовского района, подорвавшихся на порохе из-за собственной шалости. Кровь, необходимую для полноценного лечения, собрали за неделю. Но одного из мальчишек, 15-летнего Пашу Косточкина, получившего 90% ожогов тела, к сожалению, спасти не удалось.
Этой зимой всем регионом искали кровь третьей положительной группы для 21-летней Анны Замятиной из Кимр. Острый лимфообластный лейкоз, с которым борется девушка, дал рецидив. Анне требовалась тромбомасса. Организация кроводачи велась на протяжении пяти недель.
"Это было страшное время между жизнью и смертью - наяву, не на словах! Я молилась, чтобы нашлась кровь моей группы, - с дрожью в голосе вспоминает Анна. - Огромное спасибо донорам, они спасли меня. Искренне надеюсь: наше государство со своими нововведениями не оставит их ни с чем. От таких людей нельзя отворачиваться!"
Последняя капля
На Тверской областной станции переливания крови красной жидкости хватает для оказания экстренной помощи. Здесь всегда работают про запас, но, несмотря на это, при необходимости длительного лечения или сложного переливания иногда возникают проблемы.
Январский федеральный закон о сдаче крови и её компонентах чуть не нарушил стройную систему донорства, создававшуюся в нашем регионе годами. С оглядкой на Запад с 2013 года денежную компенсацию для добровольцев решили заменить продуктовым пайком.
"Мало того, что с донорами никто не посоветовался, так их ещё обязали к дополнительным тратам времени и денег! Сначала им надо доехать за свои деньги до пункта переливания крови, а затем потратить время, чтобы добраться до столовой или кафе. Кроме того, чтобы выдать перечень продуктов по приказу, мы должны сначала провести торги, заключить договор с общепитом, оформить это документально. Это, мягко говоря, неудобно", - жалуется Николай ДОБЫЛЕВ, главный врач Тверской областной станции переливания крови. Поскольку нововведения не пришлись по вкусу ни донорам, ни врачам, в Тверской области продолжали работать по старой схеме, ссылаясь на то, что закон ещё внедряется. Спустя несколько месяцев "бунт кроводателей" наконец услышал Президент России. Владимир Путин, инициировав поправки в Закон "О донорстве крови и её компонентов". Теперь, когда передвижная станция переливания крови выезжает в районы, людям выплачивают денежные компенсации в размере 5% от прожиточного минимума трудоспособного населения, утверждённого в регионе, то есть порядка 366 рублей. Если же донор сам приезжает на областную станцию, ему предоставляется выбор: деньги или паёк. Благодаря этому ситуация стабилизировалась. То, что наше государство, тратящее миллионы на покупку кресел для чиновников, чуть было не сэкономило на донорах, возмущает до глубины души.
Но "заработать" в Твери на крови всё равно не удастся. От платного донорства у нас отказались. В регионе считается, что рассуждать о материальной выгоде от донорства неэтично. Человек, сдающий кровь, должен понимать, что он дарит кому-то жизнь, и делать это надо безвозмездно. Но такой взгляд, по меньшей мере, спорен. В Москве, например, за сложное переливание тромбоцитоферез или сдачу эритроцитов можно получить свыше 4 тысяч рублей.