Примерное время чтения: 7 минут
91

На водке ставим крест

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. Аргументы и факты - Тверь 20/03/2013

Отец Александр о том, помогут ли новые законы не пропить Россию

На крыльце наркологического диспансера, что в микрорайоне "Южный" Твери, часто можно встретить заплаканных женщин и нервно курящих мужчин. У одних спивается муж, у других не может завязать с алкоголем сын-подросток. Позади учреждения, словно спасательный круг, расположился небольшой храм, где служит отец Александр ГОРЯЧЕВ - священник, психолог и основатель Тверского товарищества трезвенников. 20 лет он борется с зелёным змием и чаще всего его побеждает.

Мы побеседовали с отцом Александром о том, помогут ли новые законы, запрещающие продажу алкоголя и ограничивающие табакокурение, спасти моральное и физическое здоровье тверичан.

Под градусом

- С прошлого года в тверских магазинах после 23.00 перестали продавать спиртные напитки, а с 2013-го из ларьков должно исчезнуть пиво. На ваш взгляд, можно ли таким образом спасти тверичан от пьянства?

- В Верхневолжье пагубная зависимость населения от спиртного укоренилась очень сильно. Больше 20 тысяч тверичан страдают алкоголизмом. Если всё пускать на самотёк, эта цифра продолжит расти. Несомненно, нововведения пойдут во благо. Но мы должны понимать, что необходимо время, пока появится результат. Это не год и не два. Возможно, пройдёт лет пять, прежде чем мы ощутим положительные перемены.

Я не раз слышал высказывания, мол, "свинья грязь найдёт". И что запретами власти толкают людей на покупку палёного алкоголя и денатурата. Во время сухого закона, введённого Горбачёвым, тоже было много недовольных. Однако молодёжь и здравомыслящие люди не стали пить ни "тормозуху", ни одеколоны. Начали рожать детей. Я недавно давно наблюдал картину, как парни в тверском ларьке, не сумев купить пиво, купили сок. А если не запретили бы продажу спиртного, то взяли бы "полторашку" пива, и неизвестно, на какие подвиги потянуло бы ребят.

- К тому, что после одиннадцати вечера спиртное уже не купить, тверичане стали более-менее привыкать, то закон о запрете курения в общественных местах пока вызвал только насмешку. Нововведения вступят в силу уже с июля, однако никто из курильщиков всерьёз их не воспринимает. Почему? И есть ли смысл таким образом бороться с курением?

- Скептически к запрету относятся из-за уверенности в безнаказанности. Чтобы закон заработал, недостаточно его просто принять. Нужно отладить механизм, который заставил бы его работать. При советской власти, к примеру, за матерные слова могли посадить на пятнадцать суток. И в конце концов это переломило ситуацию. Налагая штраф на курящего, мы должны точно такой же штраф, а то и больше, наложить на государственное лицо, обязанное следить за исполнением закона, но ничего не делающего. Вот тогда будет порядок.

Меня могут упрекнуть сейчас в излишней жёсткости. Мол, мы же в демократической стране живём, и каждый сам волен выбирать, где ему курить и курить ли вообще.

Даже если нас, кто выступает за запрет курения в общественных местах, и меньше, мы всё равно имеем право добиваться своей правоты. Взять гомосексуалистов, мы точно знаем, что их меньшинство, а между тем их права отстаиваются уже на международном уровне. А у нас речь идёт о самом важном - нашем с вами здоровье, о здоровье целой нации. Горожане должны включить своё сознание, думать не только о своём личном комфорте, но и о комфорте рядом живущих.

Я бы, кстати, принял бы ещё один закон, запрещающий курение в компаниях. Хочешь курить? Беги на улицу, в специально отведённое место, один. Почему? Да потому, что люди травят своё здоровье за компанию. А вот когда придётся дымить в одиночестве, тогда человек задумается: а надо ли мне это? И людям, которые ко мне обращаются с просьбой помочь избавиться от табакокурения, первым делом я говорю: перестаньте курить в компании.

Пьянство - в генах?

- В Твери намного больше пьющих людей, чем, к примеру, в Краснодарском крае, откуда я родом. Почему?

- Так сложилось исторически. Ведь именно центр России подвергся самым большим физическим и моральным разрушениям. По Калининской области ударил и молот войны, и революция, и церкви у нас разрушались намеренно. И люди, видя разруху, спасали себя "градусом". Свою лепту в спаивание нации внесло и наличие в регионе множества спиртовых заводов. Ещё один из факторов повального пьянства - это индустриализация. Когда молодые парни начали уезжать из деревень в Тверь, их уклад жизни поменялся. В деревне ведь как работали? С утра до позднего вечера, не покладая рук. А тут вдруг от гудка до гудка на заводе, потом свободен. А ведь сколько соблазнов кругом! Вот и начали пить наши деды, потом отцы, теперь внуки. Надо ломать укоренившиеся привычки, и любой закон, создающий препоны для пьющих, лучше, чем бездействие.

- Хочется верить, что искоренить пьянство нам удастся. Но пока тысячи людей страдают от алкоголя. Как спасти близкого человека от страшной зависимости?

- К сожалению, пока сам он не захочет лечиться, семья бессильна. А сами алкоголики редко просят помощи. Беда в том, что у нас отменили принудительное лечение. Вход и выход в любой реабилитационный Центр свободный. Я ярый противник этого. Во времена СССР у нас существовали лечебно-трудовые профилактории, которые не одного человека вытянули. Уверен, что необходимо как можно скорее вновь открывать подобные учреждения. Но пока ничего подобного нет, родным могу посоветовать: старайтесь убедить родного человека, что ему нужна помощь. Сила убеждения и молитва - это пока всё, чем мы располагаем.

- Вы в своё время сумели отказаться и от спиртного, и от курения, и, более того возглавили общество трезвенников, развернув целую программу по борьбе с пьянством. Наблюдаете ли разницу - как пять лет назад вас принимали тверичане и как сейчас?

- Сейчас нас слушают намного охотнее, чем раньше. Более того, в Верхневолжье появилось шесть молодёжных организаций, которые тоже отстаивают здоровый образ жизни и выступают против вредных привычек. А раз уж и ребята начали понимать, что модно быть здоровым и сильным, то смело можно сказать: общество начало пробуждаться. Пусть не так, как хотелось бы, но река начинается с ручейка.

И что бы ни говорили, а запреты и штрафы нам нужны. В Твери зарплаты не такие высокие, чтобы расплачиваться ещё и за свои похождения. В Европе, например, штраф за пьяные дебоши начинается с 500 евро. Вот уж действительно сдерживающий фактор. И правильно! Пока мы не можем сдерживать себя в силу своих моральных убеждений, пусть нас стимулируют к трезвости и отказу от курения рублём. А также предложат альтернативу вредным привычкам - сделают более доступными спортивные секции, тренажёрные залы, кружки по интересам. Отнимая, всегда надо предлагать что-то взамен. И тогда постепенно мы вернём то общество, где выпивоха был позором коллектива, и самое страшное наказание - увидеть свой портрет на Доске позора. Не то что сейчас: совершил похабщину - выложи в Интернет, покажи, какой ты крутой и как тебе на всех плевать. Всё равно ничего за это не будет! Как только наша совесть и гордость проснутся, от пьянки в народе не останется и следа.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах