На что область будет жить?
36 млрд 63 млн рублей доходов и 40 млрд 434 млн рублей расходов - таким областной бюджет будет в наступающем, 2012 году. Доходная часть региональной казны выросла по сравнению с прошлым годом почти на 2 млрд рублей, но поводов для оптимизма мало. Такой вывод сделали на публичных слушаниях бюджета, прошедших в Законодательном собрании Тверской области.
Обязательств - больше
Бюджет следующего года формировался в очень сложных условиях. С этим согласны практически все участники слушаний - и министры правительства региона, и депутаты областного парламента, и представители муниципальных образований. Самое главное - что за последние шесть лет в регионе значительно вырос государственный долг: на 1 января 2012 года он составит 16 млрд рублей, а в следующем году может вырасти аж до 20 млрд рублей. Эта сумма приближается к критической отметке, после которой заимствовать средства, чтобы увеличить расходы, в том числе и на социальные нужды, согласно Бюджетному кодексу, будет нельзя. Поэтому на обслуживание долга предусмотрено на 500 млн рублей больше, чем в прошлом году, а расходы планируются меньше практически на 1 млрд рублей.
Кроме того, федеральный центр даёт нам субсидий на 1 млрд 400 млн рублей меньше, чем в прошлом году, а зато обязательств на регион возлагается всё больше и больше, и такая тенденция характерна для страны в целом. "Федеральный центр обязывает нас довести зарплату учителей до среднего заработка в экономике, но не выделяет на это ни рубля, - говорит Ирина Северина, и.о. министра финансов правительства Тверской области. - Нам потребуется дополнительно 724 млн рублей, и мы будем все вместе решать, где их взять. Очень надеемся на помощь сенатора от Тверской области".
Взамен федеральный центр обещает помочь с деньгами на материально-техническое оснащение школ, а также взять на себя финансирование полиции. Но зато забирает себе акцизы от продажи крепкого алкоголя, что составляет весьма солидную сумму.
На что потратим
Тем не менее бюджет Тверской области сохраняет свою социальную направленность (см. таблицу). В связи с оптимизацией численности чиновников на 200 млн рублей меньше выделяется на содержание госстуктур, но сумма на это всё равно остаётся солидной - 2,5 млрд рублей. Радует, что возрастают расходы на содержание и капитальный ремонт дорог, а муниципальным образованиям выделяются субсидии на так называемые "дороги третьего класса". Селян же порадует возвращение субсидий на молоко, которые не выплачивались последние три года.
Депутатам областного парламента ещё предстоит внимательно рассмотреть областной бюджет в преддверие 1-го чтения, однако по нему уже есть ряд замечаний и предложений. "Представленный финансовый документ нельзя назвать "бюджетом развития", можно лишь "стабилизационным", да и то с натяжкой, - считает Олег Лебедев, председатель комитета по экономической политике областного Законодательного Собрания. - Мы должны пересмотреть принципы формирования бюджета в целом, сделать его более эффективным. Ведь у большинства муниципальных образований до сих пор нет своих стратегий социально-экономического развития, их интерес - бить челом, прося денег. Нам нужно оценивать деятельность глав городов и районов по развитию экономики на их территориях, по понятным для всех критериям".
"Да, мы просим денег, а что делать? - говорит Сергей Орлов, глава администрации сельского поселения Томля Ржевского района. - У меня в сельском поселении живёт 3 человека на кв. км, почти как в Якутии. При этом надо содержать и дороги, и водопровод, и социальные объекты".
Практически все главы поселений отметили на публичных слушаниях, что их бюджеты - крайне дефицитные и не могут обойтись без дотаций, что их задавили штрафами пожарные и санитарные надзорные органы, требуя привести в соответствие с новыми нормативами здания, построенные полвека назад, что сделать в принципе невозможно. "У нас люди уезжают работать в столицы, и там платят налоги, - сетует Галина Коршакова, глава администрации Нехлюдовского сельского поселения Кимрского района. - А их семьи живут здесь, и всех нужно обеспечить образовательными и медицинскими услугами. Я считаю, что налог на доходы физических лиц нужно платить по месту жительства, а не по месту работы".
"Публичные слушания по проекту бюджета Тверской области на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов - это очень важное событие, так как, прежде чем рассматривать его на парламентском заседании, нам необходимо услышать мнение общественности, - отметил Константин Буевич,председатель Законодательного Собрания области комитета по бюджету и налогам. - Это необходимо, чтобы правительство региона могло исправить бюджет там, где это возможно. Доходная часть бюджета сформирована, исходя из консервативного прогноза. Конечно, есть сложности, но я надеюсь, что во время исполнения бюджета мы договоримся с органами федеральной государственной власти и увеличим ту сумму, которая есть на сегодняшний день. Наш приоритет - выполнить все социальные обязательства перед населением".