Руководитель общественной организации «Тверь без наркотиков» Владимир Лобанов когда-то сам был на краю пропасти, а теперь помогает другим избавиться от зависимости. В преддверии международного Дня борьбы с наркоманией, который проходит 26 июня, мужчина рассказал «АиФ в Твери» о наркобизнесе и борьбе со страшным злом.
Спайс на крови
Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Владимир, насколько остро сегодня стоит вопрос с наркоманией?
Владимир Лобанов: Ситуация в стране остаётся напряжённой. Только в Тверской области, где я живу, на учёте состоят около полутора тысяч наркозависимых, но на деле их в разы больше. Многие лечатся анонимно, а кто-то не признаёт своей проблемы. Средний возраст тех, кто начинает употреблять зелье, - от 15 до 30 лет. В год один наркоман, как правило, приобщает ещё пять-шесть человек. Заходя в магазин или общественный транспорт, я сразу вижу людей, которые под «кайфом». И таких встречаю человек по пять в день. Их видно по жестам, глазам, поведению.
Мы с волонтёрами часто выезжаем в районы Тверской области, работаем с трудными подростками, сотрудничаем с Управлением службы исполнения наказаний. Бываем в Старице, Торжке, Вышнем Волочке, где актуальна эта проблема, хотя в маленьких городах вопрос стоит менее остро, чем в областном центре. Всё-таки в районах у населения нет денег на наркотики, там люди больше зависят от алкоголя.
Страшно, что наркобизнес не стоит на месте и предлагает сегодня столько отравы, сколько не было в 90-е: несколько видов курительных и нюхательных смесей, внутривенные инъекции. Под «лёгкими» наркотиками, на которые чаще всего подсаживаются подростки, скрывается жуткая «химия»! Такие спайсы и прочие «соли», как их ещё называют, сильнейшим образом влияют на мозг. Человек может по пять-шесть дней не спать и не есть, организм работает на износ. Пока надзорные органы вносят в чёрный список одни препараты, «химики» меняют формулу и поставляют новые.
Распространяют отраву где угодно: в ночных клубах, школах, через интернет и т.д. Отследить распространителей сложно: курьеры делают «закладки» во дворах, частном секторе и других местах. Товар не передаётся из рук в руки, а забирается из таких тайников. Например, один из жителей Твери трижды в день выкладывал в интернет по 30-40 адресов в Заволжском, Центральном, Пролетарском районах, где можно было найти «закладки». Утром выкинул адреса - к обеду уже разобрали. Днём и вечером - по новой партии. Цена тайника - от 1200 до 2500 рублей. А их за один день по городу около ста. Посчитайте прибыль! Кажется, что сегодня интернет под контролем. Однако есть много программ, которые позволяют обойти блокировки и выйти на чёрный онлайн-рынок.
- В прошлом году в Тверском регионе за незаконный оборот наркотиков задержали 19 подростков, ещё несколько юношей погибли от токсических веществ. Как уберечь ребёнка от напасти?
Онкология сознания
- Во многих больницах есть наркологи. Насколько эффективно они помогают пациентам?
- Наркологическая служба в меру своих сил борется с проблемой. Другое дело, что туда обращаются немногие, потому что человека ставят на учёт. Плюс наркологи зачастую снимают лишь первичные симптомы токсического отравления. Но наркозависимость - серьёзное психическое заболевание, которое следует лечить в специализированных центрах, как это делается во всём мире. Это как онкология, только не тела, а сознания. Невозможно пройти курс капельниц и навсегда оздоровиться. Самое важное - научить человека жить без наркотиков. При этом лечиться нужно вдали от дома, чтобы ничего не напоминало о той среде. Программы центров, как правило, рассчитаны на срок до года. В таких заведениях у больного чёткий распорядок дня, есть духовные занятия, трудотерапия, психологические беседы.
- Но и в этих центрах излечивают не всех…
Одно могу точно сказать: не ждите, когда наркоман захочет исцелиться сам. Это болезнь, когда уже поздно искать причины. Тут надо сразу лечить, пусть даже насильно. Я пытался мотивировать собственного брата лечь в реабилитационный центр. Пока его уговаривал, других зависимых притаскивали туда чуть ли не за руки и за ноги. Они живы, а мой брат умер от передозировки... Даже если лечение не поможет с первого раза, всё равно действуйте.
Шанс на жизнь
- Вы сами были зависимы. Что для вас стало переломным моментом?
- Мне помогли мама и супруга. Сыну было два месяца, когда я очнулся в очередном притоне. За плечами - скверное прошлое, впереди - ничего. В то утро я понял, что на краю пропасти и больше так не хочу. Наверно, у каждого бывает такое утро, когда появляется просвет. Ты либо спохватишься и возьмёшь себя в руки, либо отгонишь мысли и примешься за старое.
Важно, чтобы в этот момент рядом был близкий человек. Зачастую от наркоманов все отворачиваются, но мне повезло. Родные поддержали, знакомый посоветовал реабилитационный центр. Мы тогда жили в Ленинск-Кузнецке. Я уехал на лечение, жена и маленький ребёнок остались дома. Она была в декрете и не могла работать. Всех содержала моя мама. А ещё каждый месяц высылала 4 тысячи рублей на моё питание и пребывание в центре. Каждый раз сильно сомневалась, правильно ли делает. Ведь у неё на руках внук, а про меня закрадывались мысли, что «горбатого могила исправит». Но всё равно деньги пересылала. Я ей тогда пообещал, что она никогда об этом не пожалеет. В реабилитационном центре мне дали шанс на жизнь, и я за него зацепился.
- Говорят, бывших наркоманов не бывает. Так ли это?
- Зависимость, вопреки всем домыслам, можно преодолеть. Но для этого нужна полная «перезагрузка» психики, привычек, душевного настроя. У меня сегодня полноценная семья, родился второй сын, есть собственное дело. Я могу содержать своих родных, в том числе и маму. За время работы организации «Тверь без наркотиков», а это четыре года, в семьях, где когда-то были зависимые мужчина или женщина, родились семь детей, а сами взрослые не употребляют наркотики. Это дорогого стоит!
Теряем себя
- Можно ли сделать так, чтобы люди даже не смотрели в сторону наркотиков?
- Пока есть спрос, наркорынок будет его удовлетворять. И не важно, насколько суровое наказание предусматривает за это закон. Потому что на кон поставлены громадные деньги. Что там скрывать: сколько случаев, когда даже стражи порядка оказываются в доле. Полностью искоренить проблему едва ли реально, но можно свести её к минимуму. Для этого нужно, чтобы во всех контролирующих органах работали честные люди. Но, к сожалению, сегодня изменились ценности: в погоне за принципом «бери от жизни всё» мы порой теряем себя.
Смотрите также:
- «Понял смысл жизни». Марафонец ведёт в Сети дневник своей борьбы с раком →
- «Получил пощёчину». Блогер-марафонец – о борьбе с раком и желании жить →
- Выбить дурь (13.05.2014) →