Супруг Ольги Ланьо с детства мечтал заниматься сельским хозяйством и ради этого променял благоустроенную Францию на глухую деревню Тверской области. Бескрайние поля и любимая жена - казалось бы, больше и не надо? Но без проблем не обходится. Заниматься сельским хозяйством сегодня сродни подвигу. С какими трудностями сталкиваются фермеры и на что рассчитывают, Ольга Ланьо рассказала «АиФ в Твери».
Клюнули на картинку
Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Ольга, вы долгое время жили в Белгороде, муж из Франции. Как оказались в Ржевском районе?
В интернете нам приглянулись два объявления о продаже земли: в Краснодарском крае и Тверской области. В частности, в Ржевском районе продавали территорию бывшего подсобного хозяйства местного завода. На фотографиях всё выглядело достойно. Мы клюнули на картинку и отправились смотреть. Конечно, воочию всё оказалось по-другому: остатки кирпичных стен, разруха, торчащие провода и т.д. Но всё же остановились на этом варианте: подкупило географическое положение региона, близость к Москве. А ферму постепенно доведём до ума.
- Не страшно было начинать с нуля?
У нас три года ушло только на то, чтобы часть заросшей территории привести в порядок. В первое лето выкорчёвывали деревья. Во второе вспахивали, чтобы земля была рыхлая. И только в прошлом году засеяли поле и собрали первый урожай. Вот уж точно: терпение и труд всё перетрут! В небольшом количестве у нас есть куры, кролики, бараны. Наращиваем поголовье коз. Эдди, как истинный француз, мечтает делать сыр из молока альпийских козочек. Это настоящий деликатес: он не имеет специфического запаха и очень вкусный. Для производства нужна сыроварня, но пока она только в мечтах. Мы в Ржевском районе уже пятый год, но хозяйство ещё не приносит дохода. Объёмы производства маленькие, на крупные рынки сейчас не выйти. Продавая же картошку да свёклу в поселении, сами понимаете, много не заработаешь. Вот поставим хозяйство на ноги, глядишь, заживём.
Русское «завтра»
- Откуда берёте деньги?
- Строимся исключительно на зарплату мужа. Эдди работает на одном из свинокомплексов Тверской области. Всё, что получает, практически до копейки вкладывает в ферму. В будни он там, а я с утра до вечера занимаюсь хозяйством. В выходные Эдди приезжает домой - и сразу за работу: что-то строит, ремонтирует на ферме. Не смотрите, что француз: он у меня мужик с руками! Всё делает сам. Мы пробовали нанимать местных жителей, но сами знаете, народ у нас необязательный, да и не очень-то рвётся трудиться. Все хотят ходить на работу, но не работать.
Эдди до сих пор удивляется нашему фирменному «завтра». Говорит: «Я прошу что-нибудь сделать, а люди на следующий день откладывают. И это «завтра» неделями продолжается». Я отшучиваюсь: мол, таков российский менталитет. Хотя сама расстраиваюсь. Так что надеемся только на свои силы.
В кредиты тоже стараемся не влезать. Кабала жуткая! Да и не дадут кредит, если честно. Однажды я попробовала оформить заём. Мне объяснили, что для этого в банке должен быть активным счёт: покупки, продажи и т.д. Но откуда будут продажи? Мы ведь только начинаем развиваться. Кроме того, нужно собрать кучу документов, составить бизнес-план. Мы не экономисты, за бизнес-план тоже придётся платить. Знаете, уж как-нибудь сами справимся. Пока есть силы, попыхтим ещё.
Не вернули ни копейки
- С введением санкций ощущаете поддержку от государства?
- Какое там! Доходит до абсурда. Рядом с нашим участком есть пустующие земли, чуть больше 100 га. Мы хотим взять их в аренду и возделывать. Но третий год не можем это сделать. Земля принадлежит трём разным поселениям. Ушли месяцы, чтобы согласовать и подписать документы. Наконец, все справки готовы, но арендовать по-прежнему не можем. На этот раз подножку ставит законодательство. По правилам, объявление об аренде участка должно месяц провисеть на сайте администраций поселений. Но сайтов у них до сих пор нет. Вот вам и реальность: закон издали, а об условиях для его исполнения не позаботились.
Это только по телевизору говорят, как быстро решаются проблемы фермеров. Ничего подобного! Мы с Эдди, когда только начали работать, вложились в технику, стройматериалы и т.д. Нам обещали, что налог на добавленную стоимость компенсируют. В действительности не вернули ни копейки! Тяжело добиться субсидий. Это очередной бумажный круговорот. Ошибёшься при заполнении документов - денег не видать.
И никто не подскажет, в какую дверь постучать, на что обратить внимание. Откуда простому фермеру знать бумажные тонкости? Это никого не волнует. Я настолько разочаровалась, что и не хожу по кабинетам чиновников. Толку? Только время тратить. Единственное - большая благодарность нашему главе района. В своё время он помог нам провести электричество на ферму. Это стало для нас спасением.
Не опустить руки
- Какие условия для сельского хозяйства во Франции? Почему не уедете туда?
- Эдди говорит, что фермерам там помогают не только деньгами, но и оказывают хорошую информационную поддержку. Во Франции есть институт сельского хозяйства, что-то вроде нашего министерства. За каждое направление отвечает свой специалист: агроном, животновод, ветеринар, финансист и т.д. Если фермеру нужна помощь, он поимённо знает, к кому обратиться. Да и сами специалисты при необходимости выезжают на ферму, консультируют. Кроме того, во Франции существуют аграрные кооперативы. Фермеры, которые в него входят, платят взносы в общий котёл. На эти деньги, например, покупается техника, которую в одиночку не потянуть. При необходимости ты можешь ею пользоваться. Все условия прописаны в договоре - никакого обмана. Такой способ значительно облегчает работу фермера. Ну-ка, не надо тратить тысячи евро на дорогостоящую технику!
Сельское хозяйство во Франции - это малый и средний бизнес. Им занимаются целыми семьями из поколения в поколение. Государство людей поддерживает и поощряет. Однако есть во Франции один большой минус: там не хватает земли. Это у нас бескрайние поля, а у них занят каждый квадратный метр. Эдди с его идеей отстроить большой комплекс на родине просто не развернуться. Он говорит, что в России, несмотря на все сложности, перспектив для сельского хозяйства больше. Ему здесь нравится, уже даже научился шутить про наши дороги. Но, видя зарастающие поля, всякий раз искренне расстраивается. Говорит, не ценим такое богатство. Для него земля - дело всей жизни!
- Неужели ни разу не хотелось всё бросить?
- Признаюсь, однажды у меня опустились руки. Я плакала, говорила, что мы занимаемся напрасным трудом. Предлагала мужу всё продать. Эдди тогда меня успокоил. Сказал, что всё получится. Я ему верю. Он не привык сдаваться. Сейчас уже и я готова идти до конца: столько сил вложено!