Папино счастье. Лучший отец России живёт в Нелидово, воспитывает 21 ребёнка

Николай Молнар / Из личного архива

«К шуму и гаму привыкаешь быстро. Чувствуешь себя счастливым, если вокруг постоянное движение. А когда тишина, становится не по себе», – говорит лучший в России папа Николай Молнар. В прошлом году на всероссийском конкурсе «Папа года» его признали лучшим отцом-семьянином.

   
   

В преддверии Международного дня отца, который отмечается 16 июня, глава большого семейства из Нелидово рассказал о жизни многодетной семьи и настоящем счастье.

Рождённые сердцем 

Елена Тихонова: Николай Милошевич, в наше время не просто поднять на ноги даже одного–двух детей. А у вас 21 ребёнок. Как на такое решились?

Николай Молнар: Я не представлял, что стану многодетным отцом. У моих родителей были знакомые, которые воспитывали троих детей, что казалось немыслимым подвигом. Думал, двое – это максимум. Собственно, этот максимум мы с женой и выполнили (смеётся). У нас две дочки – погодки Екатерина и Юлия. Им сейчас 29 и 30 лет. 

С приёмными детьми судьба нас сводила постепенно. Лариса работала в социальном приюте и часто брала ребят на выходные домой. Об усыновлении речи не шло – я был категорически против. Но, видимо, Богу было угодно, чтобы у нас появился Михаил. В деревне, откуда родом жена, умерла наша хорошая знакомая. Её сынишка остался с бабушкой. Позже и её не стало. Девятилетнего мальчугана привезли в приют. Жена начала уговаривать, мол, давай возьмём, ребёнок спокойный, домашний, тяжело будет ему в детдоме. Помню, увидел его: глаза такие испуганные, потерянные. Ну я и поддался. Так пятнадцать лет назад у нас появился первый сын, рождённый сердцем. 

Фото: Из личного архива/ Николай Молнар

Через год ещё одну семью из той же деревни лишили родительских прав. Детей отправили в разные детдома. Мы их взяли, чтобы не разлучать. Потом опека попросила на три месяца приютить Анютку – решался вопрос о лишении прав её родителей. Ей тогда было восемь месяцев. Нянчились с ней по очереди. Горе-родители одумались и забрали девочку. Но, оказалось, ненадолго. Год повоспитывали, а потом их всё же лишили прав. У Анютки были сестричка и два братика. Всех четверых в итоге забрали. Позже опять случалось, что усыновляли одного ребёнка, а затем, чтобы не разлучать, его братиков да сестричек. Все, как правило, ещё маленькими были: кто в школу начинал ходить, кто заканчивал первый–второй классы.

Многодетный? Сиди дома! 

– С какими сложностями сталкиваетесь? 

   
   

– Многодетной семье всегда нелегко. Каждый ребёнок хочет родительского внимания. А это время. Вопрос с жильём решили самостоятельно – сейчас всё не так, как прежде, когда большим семьям предоставляли квартиры. Живём в старой двухэтажке – в своё время колхоз расселил этот дом. У нас четыре квартиры на одной лестничной площадке. Две наших – одну из них недавно приобрели, ещё одну получил от государства старший сын Юрий, и одну снимаем. Несколько лет назад из-за плохой замены шифера в некоторых комнатах пошла сырость, стали отклеиваться обои. Ремонт делали всем гуртом. Жаловаться грех: у детей есть игровая, библиотека, уголок для занятий спортом.

Долгое время остро стоял вопрос с транспортом. Его мы тоже решили: купили в кредит микроавтобус. Пожалуй, главная проблема – трудоустройство. В маленьком городке не просто найти работу, а уж многодетным тем более. Четыре года мы с супругой не работаем – нас никуда не берут. Однако материально приёмным семьям помогает государство. Мы не усыновляем детей, чтобы у них сохранились льготы при поступлении в учебные заведения и право на получение жилья. Нашим детишкам дают путёвки в лагеря, возят их в столичные театры. На каждого несовершеннолетнего платят пособие. 

Что ещё нужно семьям с приёмными детьми – так это психологическое сопровождение. Ведь к ребёнку, который за свою маленькую жизнь столкнулся с предательством близких, непросто найти подход. Особенно когда наступает подростковый возраст. До этого сыновья или дочки бывают сговорчивыми и послушными, а после проявляются гены. Приёмные родители в лучшем случае хватаются за голову, в худшем – возвращают ребят в детдом! Хорошо, что моя супруга педагог, она долго работала с трудными детьми. А другим-то как быть? 

– В месяц на семью вам дают кругленькую сумму. Но и денег, наверное, уходит много. Девочкам нужны красивые платья, малышам – новые игрушки. Ещё дети хотят куда-то сходить развлечься. Как планируете бюджет?

– В начале месяца покупаем всё необходимое: мясо, крупы, сахар, макароны. Платим за коммуналку. Откладываем на обязательные ежедневные покупки – яйца, хлеб, молоко. А дальше вместе решаем, кому что нужно. В этом году у нас пятеро выпускников: трое девятиклассников, двое переходят в пятый класс. Они в приоритете. Только на цветы-кафе каждому надо сдать в школу по четыре–пять тысяч рублей. Ещё нужны новые костюмы и платья. Так что денег уходит порядочно, даже когда праздников нет. А дни рождения, сами понимаете, у нас каждый месяц и не по разу. Нужно подарок купить и стол накрыть. Кто постарше, отмечают в кафе. У молодёжи так принято. Как им откажешь? Не хотим, чтобы за спинами наших детей говорили: «Они же многодетные! Какой с них спрос?» 

На обед – ведро супа

– К многодетным, тем более приёмным, семьям отношение в обществе неоднозначное. Как вас воспринимают окружающие? 

– По-разному: кто восхищается, а кто пальцем у виска крутит. Одни говорят: «Молодцы, что детей сиротами не оставили». Другие несправедливо считают, что понабрали ребят ради денег. Вот чего я не ожидал, так это проблем с учителями. Они к нашим детям поначалу относились как к изгоям. Пришлось супруге в школу ходить, разговаривать, литературу специальную приносить. Сейчас таких педагогов поубавилось. Хотелось бы в школах видеть больше внимания к детям из приёмных семей, ведь у них часто бывают задержки развития. На адаптацию к новой среде им требуется больше время. 

Ну а дети воспринимают наш «колхоз» абсолютно нормально. Они не считают себя чужими друг другу. Девчонки обожают старших сестёр, подражают им во всём: копируют манеру одеваться, походку и разговор. Те в свою очередь тащат малышам мешки подарков. Конечно, бывают и мелкие ссоры, и большие конфликты – каждый ведь со своим характером. Но это решаемо. 

Кто такой мапа?

– В чём роль отца: в основном зарабатывать деньги?

– В корне не согласен, что отец в семье – только добытчик. Мужчина должен помогать женщине по хозяйству, наравне с матерью нянчить детей, играть с ними, проверять уроки. Я готовлю, пилю, машину вожу, на машинке шью и детей к этому приучаю. Есть такое слово «мапа». Оно про меня. Что же касается воспитания, тут уж маме следует помогать папе. Это дело мужское. 

Мы живём как обычные семьи, забот только больше. Если готовим обед, то «целое ведро». Но дети всегда помогают: кто посуду помоет, кто овощи порежет. Многие многодетные сталкиваются с тем, что стоит убраться дома, как через пару часов следов порядка не видно. Поэтому важно грамотно организовать большую компанию.

– Какие особые радости в многодетной семье? 

– Такие же, как в семье с одним ребёнком. У вас родился малыш – вы радуетесь его первой улыбке, каждому шагу, потом успехам в школе. Это повторяется снова и снова со вторым, пятым, шестым ребёнком. 

– Получается радость в двадцатикратном размере. Какой момент в жизни вы назовёте самым счастливым?

– Каждое достижение ребенка радостно. Например, на городской эстафете 9 мая Дима прибежал вторым. Рома взял призовое место на закрытии лыжного сезона. Я гордился своими парнями и чувствовал себя счастливым. Это, наверное, непонятно тем, у кого нет детей. Счастье ещё, знаете, в чём? Когда приёмные детишки в первый раз говорят: «Здравствуй, папа!» Внутри всё переворачивается. Пусть и не кровные, но они такие родные, свои. 

Досье

Николай Молнар. Родился в 1963 г. в Нелидово. Окончил Современную гуманитарную академию в Москве по специальности «менеджер». В 2018 году на IV всероссийском конкурсе «Папа года» признан лучшим отцом-семьянином. Женат. Двое своих детей и 19 приёмных. Дедушка пяти внуков. 

Факт

Самая большая приёмная семья Тверской области живёт в Зубцовском районе. У Эдуарда и Галины Косиковских – 32 ребёнка, 28 из которых – приёмные. Отец семейства возглавляет региональную общественную организацию «Союз замещающих семей».

Смотрите также: