Получить квартиру от государства - мечта тех, кто ютится в тесноте большой семьёй, или ждёт, что его аварийный дом вот-вот рухнет. Только вот счастье таких новосёлов зачастую длится недолго: социальное жильё оказывается таким, что находиться в нём небезопасно. Не дома, а полуфабрикаты!
Сергей - глава многодетной семьи Яковлевых из Кувшинова - воюет с местными чиновниками седьмой год. В их доме - холод и сырость, а цоколь размывает водой.
Замкнутый круг
У Сергея и Людмилы - семеро детей, над восьмым оформили опекунство. Собственного жилья долго не было, ютились в стареньком доме у матери Людмилы. Удача супругам улыбнулась в 2009 году. Узнав про областную программу по улучшению жилищных условий граждан, они обратились за помощью к губернатору Дмитрию Зеленину. Тот распорядился построить для Яковлевых новый дом. Из казны выделили 3 млн рублей: половину денег дал областной бюджет, по 25% скинулись район и город. Через год дом построили. «Большая кухня, отдельные детские комнаты, земельный участок. Я не верила нашему счастью», - вспоминает Людмила.
Эйфория длилась недолго. Осматривая дом, глава семейства обнаружил множество недоделок и отказался въезжать, пока их не исправят. Да и подрядчик не предоставил документов, что дом соответствует всем нормам и требованиям. Однако районные чиновники пригрозили: «Заселяйся, или вовсе останешься без жилья! Деваться вам некуда».
Скрепя сердце, Сергей подписал бумаги. Уже через год дом начал сыпаться: от основания стали отскакивать кирпичи. «Несущие стены дома держатся на цоколе, - рассказывает Яковлев. - Поскольку на него воздействуют грунтовые и паводковые воды, важно соблюсти технологию гидроизоляции. Но в нашем доме её не сделали! Когда цоколь окончательно размоет, рухнет весь дом». Что может, Сергей латает сам, но проблемы растут с каждым годом. Из-за тонких стен в помещениях - сырость. В одной из детских комнат так холодно, что впору хранить продукты. У Яковлевых в доме - дровяной котёл. Но, сколько не топи, теплее не становится: всё уходит в многочисленные щели.
Куда только ни писали Яковлевы! В ответ - тишина либо отговорки: мол, собственник, сам и разгребай. «В июле 2015 года я заказал в Твери частную независимую экспертизу в «Тверьоблстройзаказчике». Мне выдали заключение, в котором говорилось, что дом возведён очень плохо и его нужно сносить, - возмущается Сергей. - С этим документом я пришёл в администрацию Кувшиновского района. Мне сказали: ищи подрядчика. Мол, кто строил, пусть и отвечает. Только с кого спрашивать, если фирма обанкротилась, её директор умерла в тюрьме, а тому, кто составлял смету, восемь лет мотать на нарах за тёмные делишки?! В конце концов, жильё мне давали от государства, нанимали такую фирму чиновники. А теперь с них взятки гладки?».
Сергей пошёл искать защиты у служителей Фемиды. Судебная экспертиза показала, что дом не годится для проживания в средней полосе России. Он построен для климатических условий Краснодара, Крыма и Сочи! Более того, по затратам реальная цена дома Яковлевых - не три миллиона, выделенных из казны, а 600 тыс. рублей. Куда делись деньги, остаётся только догадываться. В конце прошлого года Сергей выиграл дело, в том числе апелляционный суд. Правосудие постановило: независимо от того, кто строил и кто тогда был у власти, ремонтировать дом обязан муниципалитет. Однако чиновники твердят, что обременять этим районный бюджет не собираются.
Стучать в закрытые двери Сергей устал. На экспертизу он брал ссуду 170 тыс. рублей. Каждый месяц он отдаёт банку 16 тысяч, при зарплате на четыре тысячи рублей больше. Яковлев рассчитывал, что решение суда уж точно подействует на чиновников, но воз и ныне там.
Кругом - брак!
Скандалы вокруг нового жилья возникают регулярно. Чего только стоит ситуация с переселением из аварийных домов!
Борется с местной администрацией Ольга Колядина из села Бурашево Калининского района. В прошлом году её семья и ещё около 80 человек получили здесь новые квартиры по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. «Когда наступила зима, по углам у нас образовалась плесень. Как диван отодвинула, аж ахнула - мох, как на болоте! - негодует Ольга. - Из-за сырости постоянно болеют дети».
Два года назад в Бологом новосёлы переехали в дома с дырявой крышей, в Ржеве - с трещинами в стенах. С протекающими крышами и подтоплением подвалов столкнулись жители новостроек в Кимрах и Пено. В Осташкове в прошлом году людям предоставили квартиры с плесенью, а ширина кухонь в некоторых из них оказалась 1,4 метра!
Ощущение такое, что раз такое жильё дают людям бесплатно, они обязаны терпеть всё что угодно. Но дома для нуждающихся строятся за счёт налогоплательщиков, и квартиры переселенцам предоставляются по закону, а не «с барского плеча».
Сколько можно подписывать акты приёмки зданий, не пригодных для проживания?! Пора таких «контролёров» заставлять перестраивать всё за свой счёт. Даже после увольнения с должности. Тогда они не станут так торопиться «подмахнуть бумажки» и перечислить деньги горе-подрядчикам.
Мнения экспертов
Заместитель главного судебного пристава Тверской области Надежда Семёнова:
- 13 февраля 2017 года в отношении администрации Кувшиновского района возбуждено исполнительное производство. Должник обязан возместить Яковлеву Сергею Николаевичу судебные издержки и расходы на оплату услуг экспертов - 172 905 рублей. Чиновникам предоставили возможность добровольно рассчитаться с долгом. Стоит учесть, что в отделе судебных приставов уже есть несколько десятков исполнительных производств в отношении администрации.
Руководитель региональной рабочей группы «Качество повседневной жизни» Общероссийского народного фронта Геннадий Гревцев:
- Некачественное жильё, которое возводится по госпрограммам, прежде всего, говорит о недобросовестности подрядчиков и попустительстве со стороны власти. Это недопустимо. Чиновники оплачивают стройку не из своего кармана, а из бюджета, из наших с вами налогов. Причём не всегда социальное жильё казне обходится дёшево.
К примеру, в Твери стоимость квадратного метра в новостройке на Элеваторе составила 54 тыс. руб., хотя нормативы Минрегионразвития предусматривали 34 тысячи. Но высокая цена не повлияла на качество. Если вы видите недостатки, но вас настойчиво просят подписать документы о приёмке дома, ни в коем случае не делайте этого. Иначе будет считаться, что вы согласились с условиями проживания. Зафиксируйте все замечания и в письменном виде обратитесь в местную администрацию с просьбой их устранить.
Если же вы уже заселились в такой дом, добивайтесь ремонта на основании гарантийного срока. Он прописан в договоре между заказчиком работ и подрядчиком. Пожаловаться на некачественное жильё можно в госжилинспекцию, прокуратуру, а также в Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Председатель Тверской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» Дмитрий Ковалёв:
- Плохое качество нового жилья - беда всей страны. Виной тому - повальная коррупция во всех отраслях. Все стремятся урвать, а о людях заботиться никто не хочет. Денег на строительство выделяют много, только до адресата они зачастую доходят в сильно урезанном виде. Если чиновники, подрядчики и т.д. возьмут себе по «кусочку», на стройку уже мало что остаётся. Вот и получается, что нужно экономить на всём. Нанимают неопытных рабочих, закупают материалы низкого качества, потому что так дешевле. Чтобы здание прошло контроль, опять-таки могут предложить взятку. Недобросовестные контролёры за деньги закроют глаза на любой брак.
В советские годы существовал хозяйственный способ строительства, когда предприятия сами возводили дома для своих сотрудников. Будущий новосёл мог свободно посетить стройку. Это были своего рода народные проверки. Нужно вернуться к этому опыту. Пока в нашей стране не будет надлежащего контроля, коррупция станет процветать дальше. В современном обществе - безумный культ денег. Сегодня не стыдно обманывать и воровать. Раньше людям в трудном положении помогали, а сейчас, наоборот, бьют по самым незащищённым.
Старики, инвалиды, многодетные семьи - разве они могут ответить? Дать людям дом, который трещит по швам, - верх равнодушия. Почему-то считается, что раз жильё даётся бесплатно, пусть новосёлы будут рады и этому. Такое наплевательское отношение - во всех сферах. Не пора ли что-то менять и строже наказывать тех, кто допускает такие вещи?! Причём наказание должно быть жёсткое, чтобы другим неповадно было!