«Недостаточно беспомощны». Почему получить группу инвалидности - проблема?

Уже не первый читатель «АиФ в Твери» сталкивается с проблемой получения инвалидности. По факту люди тяжело больны, однако по бумагам они ещё «недостаточно беспомощны». Кто выносит несправедливые вердикты? И почему, когда мы не оплачиваем штраф или налог, государство трясёт с нас по полной, а когда человеку необходима помощь - бывает, не хватает жизни, чтобы её дождаться. 

   
   

Неожиданный вердикт

Этот год для 41-летней Ирины перевернул жизнь на «до» и «после». «До» у неё было всё: хорошая работа, квартира, машина, дочка-умница и большие планы на будущее. «После» - страшный диагноз: боковой амиотрофический склероз. Стремительное развитие болезни, полная беспомощность и невозможность себя обслуживать. Вердикт столичных профессоров: заболевание не лечится. А затем - бюро медико-социальной экспертизы и… всего лишь вторая группа инвалидности.  

В Сбербанке, где Ирина трудилась почти 20 лет, помогали и морально, и материально - не бросали один на один с бедой. Ирина благодарит областную клиническую больницу и лично заведующего неврологическим отделением Светлану Медведеву, а также своего лечащего врача Екатерину Досужеву. Они сделали всё возможное, но лекарств от БАС не существует. При этом заболевании у человека сначала отказывают руки, потом ноги, затем речь, он перестает глотать, потом дышать... Ещё в апреле Ира могла самостоятельно ездить на автомобиле. Теперь не может поднять даже ложку. Из квартиры она выйти не в состоянии, передвигается с огромным трудом, речь сильно нарушена, её одевает, кормит, моет пожилая мама. Когда она рассказывала свою историю, заплакала, но слёзы вытереть не смогла - руки совсем отказали. Попытка самостоятельно встать с дивана закончилась падением и разбитым лицом - ноги не держат. Справиться с одышкой помогает аппарат искусственной вентиляции лёгких. Он, кстати, обошёлся больной в 140 тысяч рублей. 

Ира просила не называть в газете её фамилию. Знакомые привыкли видеть её активной, позитивной и работоспособной. Она не хочет сочувствия, но справедливости достоин каждый. Пять часов, проведённых в очереди в душном помещении бюро медико-социальной экспертизы, где нет кондиционера и куда мама, которой самой почти 70, фактически на себе донесла дочь, закончились неожиданным результатом. Здешние специалисты решили, что Ира ещё ого-го, и отказались дать ей первую группу инвалидности. А ведь от группы зависит, на какие средства будет жить человек и какая помощь ему положена! Более того, в документах медики указали, что Ирина трудоспособна и нуждается в трудоустройстве». Не верх ли цинизма? Как человек, у которого отказали руки, не держат ноги, который едва говорит, с трудом глотает и дышит, будет трудиться, господа хорошие?

И кому же тогда ставят первую группу? Как выяснилось, чтобы её получить, зачастую недостаточно потерять здоровье. Критерии размыты, многое делается на усмотрение врачей. При установлении инвалидности эта структура - монополист. Обжалование её решений в досудебном порядке проводится... там же. А кто признает свои ошибки? Отказывать людям в инвалидности государству выгодно: не нужно тратиться на пособия и средства по реабилитации, на бумаге улучшаются показатели здоровья населения.

Почти все, к кому мы обращались при подготовке этого материала, говорили, что лучше бы в соответствующих органах нашёлся «брат» или «сват». Доктора разных больниц комментировать эту тему на страницах газеты отказываются: конфликты с коллегами никому не нужны. 

   
   

Потеряли карту

Ещё одна наша читательница скончалась, так и не дождавшись установления инвалидности. Звали её Вера Леонидовна, родственники попросили не называть фамилию. В больнице заявили, что потеряли её амбулаторную карту, где были записаны все анализы и обследования. Без карточки получилось, что к врачам она якобы не обращалась, лечение не назначалось. В итоге посыльный лист на медико-социальную экспертизу пожилой женщине долго не давали. История длилась семь месяцев. За это время Вере Леонидовне пришлось обойти множество врачей, часами стоять в очередях. Для человека, который еле ходит, это стало настоящим мучением. Когда наконец-то пришло время оформлять документы на группу, в бюро ей тоже надо было присутствовать лично. На этом настаивали сотрудники учреждения. Им было неважно, что пенсионерка уже была не в состоянии самостоятельно передвигаться. В марте женщина умерла. Когда в стране такая бюрократия, совет для пациента один: снимайте копии с каждого листа медкарты или хотя бы фотографируйте их на мобильный телефон.

«Внешне здорова»

Специалисты Тверской медико-социальной экспертизы год назад отказали в подтверждении инвалидности девочке с редким наследственным заболеванием - фенилкетонурией. Оно поражает нервную систему. Обоснование для отказа за гранью понимания: «внешне здорова». Оказывается, у ребёнка был недостаточно «изношен организм». Да-да, инвалидность теперь устанавливают по процентам износа! Как его определить, комиссия решает на своё усмотрение. «Вердикт» лишил девочку соцподдержки, а ведь ей приходится соблюдать низкобелковую диету и принимать дорогостоящие препараты. Мать, которая воспитывает дочку одна, писала петиции в государственные органы. В результате категорию «ребёнок-инвалид» сроком на 1 год девочке вернули, но только после обращения к генпрокурору России Юрию Чайке и зампреду федерального правительства Ольге Голодец. Ходатайствовала за это Общественная палата России, на сайте которой 5 июля 2016 года и была опубликована информация об этом случае. А сколько людей, которые не стали добиваться своей правоты в кабинетах министерств и правоохранительных органов?

Не срослось...

Два года назад еженедельник «АиФ в Твери» рассказывал на своих страницах о Екатерине Кудряшовой из Максатихи. Девушке с тяжёлым переломом шейки бедра отказали в инвалидности, посчитав травму недостаточно сложной. Ужасный случай с Катей произошёл на египетском курорте. Она вышла на балкон своего номера сфотографироваться на фоне заката, присела на перила, не удержалась и упала со второго этажа. Египетские доктора провели сложную операцию, но кость не срасталась. Девушка с каждым шагом преодолевала сильнейшую боль. Сидеть долго тоже не могла - нога немела. О работе не шло даже речи, Катя находилась на обеспечении родителей: мама - сельский продавец, папа - инвалид третьей группы. Денег едва хватало на продукты. Откуда их взять на лекарства и массажи?! Но медэксперты посчитали, что всё не так плохо, тем самым лишив девушку льгот. Инвалидность ей удалось оформить только после вмешательства наших журналистов. Теперь Катя почти восстановилась: ей сделали операцию, провели лечение и реабилитацию. 

Кстати
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 года, первую группу инвалидности назначают тем, у кого нарушения функций организма из-за заболеваний или травм находятся в диапазоне от 90 до 100%. Вторую - от 70 до 80%. Третью - в диапазоне от 40 до 60%.

В любом обществе, несмотря ни на какие перемены и кризисы, казалось бы, должно оставаться что-то святое, неприкосновенное. Можно стерпеть повышение налогов, пережить платные парковки и т.д. Но нельзя спокойно смотреть, как отказывают в помощи самым беззащитным. Тем, кому без неё не выжить. 

Комментарий

Руководитель Главного бюро медико-социальной экспертизы по Тверской области Юрий Кочнов:

«Инвалидность устанавливается при нарушении здоровья со стойкими расстройствами функций организма, вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Группа инвалидности зависит от степени выраженности этих нарушений. Конкретного перечня заболеваний, при которых устанавливается первая либо вторая группа инвалидности, нет. По результатам освидетельствования и принятом решении гражданам даются устные разъяснения. По вашей просьбе может быть выдан и письменный ответ. Если вы не согласны с решением бюро, где проходило освидетельствование, в месячный срок можно написать заявление в Главное бюро медико-социальной экспертизы. Заявление можно подать в бюро, проводившее экспертизу, в Главное бюро лично, по почте либо направить через портал госуслуг. Это может сделать сам гражданин, а также его законный или уполномоченный представитель. Далее будет проведено освидетельствование в экспертном составе Главного бюро. Если вы будете не согласны и с этим решением - пишите заявление на обжалование в Федеральное бюро Москвы, тоже в месячный срок. В ближайшее время планируется осуществление аудио- и видеозаписи (с согласия гражданина) при проведении освидетельствования для контроля объективности процедуры и предупреждения конфликтных ситуаций. Сейчас в помещении, расположенном в Твери на проспекте Чайковского д. 62а, идёт ремонт. Уже установлен кондиционер в месте ожидания для посетителей. Что касается очередей, в бюро медико-социальной экспертизы организована предварительная запись с назначением конкретного времени освидетельствования, однако граждане часто приходят значительно раньше и в сопровождении родственников, это создает ощущение большой очереди».

Смотрите также: