Головная боль учителей. Детей мигрантов, не понимающих русский, всё больше

Более двух тысяч тверских школьников 7–14 лет (половина из них учится в Твери) рискуют остаться на второй год из-за того, что плохо понимают по-русски или вообще не знают языка. В ситуации разбирался tver.aif.ru.

   
   

На второй год

Все, кто попал в «группу риска», – это дети иностранцев, получивших российское гражданство или надолго поселившихся в Верхневолжье. По данным офиса уполномоченного по правам ребёнка в Тверской области, число таких несовершеннолетних в нашем регионе растёт: в 2020 году из-за рубежа к нам прибыли порядка тысячи детей, в 2021-м – 3,5 тысячи, в 2022-м – почти 9 тысяч. По российским законам все они должны учиться в школе и получить среднее образование. Но в законодательстве нет нормы о предварительном обязательном тестировании на знание языка: ребёнка-иностранца должны принять в школу и обучать независимо от того, понимает ли он по-русски. Школа обязана выпустить его с аттестатом по всем предметам. Но как это сделать?

Крайними в этой ситуации оказываются учителя. «У нас учится несколько школьников, знающих русский язык лишь частично, – рассказала «АиФ в Твери» директор школы № 42 Твери Светлана Суллерова. – Они пришли не в начале учебного года, мы их приняли. Если честно, вопрос стоит так: смогут ли эти дети окончить учебный курс в текущем году? Если они не усвоят программу, придётся оставлять их на повторное обучение. Пока всё, что мы можем, – рекомендовать таким семьям дополнительные занятия по русскому языку, которые проводятся частными языковыми центрами».

Но здесь встаёт другая проблема. Центров, умело «погружающих» иностранцев в нашу языковую и культурную среду, всего два на всю страну. По сути, адаптировать иностранцев некому. Городу Твери, можно сказать, повезло: год назад здесь на базе учебного центра «Реформа» открылась адаптационная школа «Живём в России». В разработке программы для неё принимали участие специалисты Санкт-Петербургского госуниверситета. Ребёнка бесплатно тестируют, определяя уровень знания языка, а затем зачисляют в одну из трёх групп подготовки на восьмимесячный курс русского языка как иностранного (РКИ). Впрочем, существенно повлиять на ситуацию это учреждение пока не может.

«При полной загрузке мы охватим лишь треть тех, кому необходимо освоить русский язык в достаточной мере, – рассказала руководитель учебного центра Елена Машетова. – И я не вижу заинтересованности родителей. В идеале должно быть так: ребёнок проходит курс, сдаёт выходной тест и поступает в среднюю школу. На практике же дети посещают курс месяц-другой, затем родители заявляют, что им это нужно только для того, чтобы показать договор директору средней школы, чтобы ребёнка туда приняли. Его принимают, после чего у учителей начинается «головная боль». Что делать, я не знаю, но решать проблему надо, так как число детей, не знающих русского языка, растёт, и большинство из них не проходят входное тестирование».

Где взять кадры?

Региональный детский омбудсмен Лариса Мосолыгина в разговоре с «АиФ в Твери» отметила, что такое же положение дел сложилось практически во всех регионах России, где живут иностранцы. Средней школе нужны соответствующие учителя. Кстати, в вузах такой проблемы нет: там ещё с советских времён иностранцы в течение года учат только язык, прежде чем их зачислят на обучение по специальности.

«У сообщества детских омбудсменов есть свои предложения, мы пытаемся достучаться до властей через Совет по правам человека при Президенте России, – рассказала Лариса Мосолыгина. – В Тверской области, на наш взгляд, нужно умножить подготовку учителей РКИ через Институт усовершенствования учителей. Кстати, уже выбраны муниципалитеты и школы, чьи педагоги пройдут соответствующее обучение.    
   

Также мы договорились о взаимодействии с ТвГУ: в своё время его Центр русского языка и культуры разработал, издал и переиздал универсальный четырёхтомный учебник «Учимся говорить по-русски», ориентированный на понимание разговорной речи. Его необходимо переиздать в достаточном количестве. И важно наладить постоянную работу с муниципалитетами, в которых живут этнические диаспоры».

Кстати

По данным УМВД на январь 2023 года, на территории региона находится 27 тысяч иностранцев и лиц без гражданства.