Учителю русского языка и литературы Ирине Константиновой из посёлка Жарковский дети мелом на доске рисуют сердечки. В марте она съездила в Пятигорск на открытие Всероссийского года педагога и наставника, а когда вернулась, паренёк с «неудом» по поведению подошёл к ней на перемене и обнял: «Вас долго не было, мы соскучились». Школьники ждут её после уроков, чтобы вместе идти по домам и поговорить о том, что волнует.
Сейчас их больше всего волнует грядущий ЕГЭ. Как готовиться к нему и не «перегореть», что делать накануне и в день экзамена, как быть, если экзамен завален? Об этом и о многом другом заслуженный учитель России рассказала в интервью «АиФ в Твери».
Чистые листы
Денис Кузнецов, tver.aif.ru: Ирина Евгеньевна, лично вы как относитесь к ЕГЭ?
Ирина Константинова: К ЕГЭ отношусь положительно: благодаря ему дети из глубинки могут поступать в университеты. Но есть и минусы: приходится натаскивать учеников на определённые алгоритмы решения задач, а это бесконечные тренировки, упражнения и проверки знаний. По сути, в ущерб общему развитию ребёнка. В глубинке нет репетиторов, поэтому роль педагога в подготовке к экзамену там значительнее, а это дополнительная нагрузка на учителей. Был период, когда по просьбе моих учеников я приходила в школу к восьми утра и занималась с ними до начала уроков.
– Школьники сдают ЕГЭ с 2001 года. Что изменилось?
– Тогда задания были проще, и они развивали логику. Если школьник сдавал ЕГЭ на двойку, в аттестате выставляли тройку. Поначалу выпускники боялись этого экзамена, даже истерики были. Сейчас задания сложнее, зато экзамен проходит спокойнее: все уже привыкли. Если ученик получает двойку, то нужно пересдавать, иначе не выдадут аттестат. По моим личным наблюдениям, сочинения сегодня хорошо пишут те, у кого развита логика и кто хорошо понимает математику.
– На экзамене по русскому языку и литературе ваши выпускники набирают 80 и больше баллов из 100. Как вам это удаётся?
– Мы постоянно решаем с ними контрольно-измерительные задания (КИМы), находим на образовательных порталах и решаем дополнительные, периодически повторяем теорию. Свою роль сыграло и то, что в старших классах на изучение русского языка добавили два часа, раньше был всего час в неделю.
Без паники
– Насколько сложен ЕГЭ по русскому и литературе?
Девятиклассники могут взять с собой на экзамен по литературе до 10 книг из разрешённого списка. 11-классникам это запрещено: только чистый лист бумаги, ручка и то, что есть в голове.
– Посоветуйте, как получить высокие баллы на ЕГЭ.
– К экзамену нужно готовиться: долго и целенаправленно, но спокойно и последовательно. В течение всего учебного года решать тестовые задания, сверяясь с ответами. Анализировать допущенные ошибки. Чем больше практики и опыта, тем лучше.
Своим ученикам я рекомендую не зубрить и не прогонять лихорадочно всю учебную программу за день до экзамена – в этот день лучше расслабиться, отдохнуть, выспаться, съесть шоколадку, погулять. И ни в коем случае не паниковать.
На экзамене главное – сосредоточиться, забыть обо всём, что осталось за дверью кабинета. Одна из моих выпускниц плохо писала сочинения, я сильно переживала за неё. Когда пришёл результат – 92 балла из 100, мы с её мамой не знали, что и подумать. Оказалось, девочка просто собралась и выложилась на полную.
Если результат окажется плохим, не впадайте в депрессию: ничего непоправимого не произошло, жизнь не закончилась. Ведь главное – это сам человек, его душа и его семья, его жизненные ценности: любовь, дружба, добро. Любой экзамен можно пересдать. Одну из моих учениц, набравшую 87 баллов, этот результат не устроил. Она не стала подавать документы в вуз, вместо этого поступила на курсы и через год набрала больше 90 баллов. И тогда поступила в вуз.
Разный взгляд
– Чем отличаются сочинения выпускников 2001 года и сегодняшних школьников?
– Это два разных сочинения. Тогда задавали тему, которую нужно было раскрыть, то есть написать сочинение-рассказ. А сейчас это, скорее, литературная критика: сочинение-рассуждение, в котором каждый вывод должен быть подкреплён доказательствами.
Я вижу, как отличается отношение двух поколений школьников к литературным героям. Например, к Катерине – главной героине пьесы Александра Островского «Гроза». По сюжету она изменяет мужу и сводит счёты с жизнью. На уроках литературы мы, как и раньше, объясняем, что измена – это плохо. Но предыдущее поколение детей фактически оправдывало её, считая, что девушка «кипела в аду», из-за чего и нашла другую любовь. А современные 10-классники обращают внимание в первую очередь на то, что она покончила с собой. Это плохо, говорят они, так нельзя. Она ведь могла бросить своего мужа, уехать куда-нибудь, спрятаться, но выбрала самый плохой путь. Осуждают её. Столь же неоднозначное отношение и к толстовской Наташе Ростовой.
– Как вырастить и воспитать ребёнка, любящего свою страну и малую родину?
– Факторов здесь много, но в первую очередь ребёнку нужен наставник, нужно слово взрослого человека. Знаете, за что мне присвоили звание «Заслуженный учитель РФ»? Меня выбрал в наставники мой ученик – чем-то я запомнилась ему. На открытии Года педагога и наставника нас таких было 12 человек: учитель начальных классов, тренер, директор школы... Каждый оставил что-то хорошее в душе и сердце ребёнка.
Однажды я проводила открытый урок, после которого коллега сделала мне замечание: «Вы на уроках слишком искренни с детьми». А я считаю, что по-другому с детьми нельзя. И ещё: в ребёнке надо видеть взрослого человека и говорить ему всё как есть.
Любить родину
– Что такое патриотизм в вашем понимании?
– На уроках я всегда говорю детям, что патриотизм – это любовь к Родине, а Родина – это мама, папа, школа, дом, двор, друзья, и из всего этого состоит наша большая страна. Не обязательно бить себя кулаком в грудь: можно любить родину «тихонько».
– А как относитесь к «Разговорам о важном» по понедельникам? Помогают ли эти уроки воспитывать школьника патриотом?
– Лично мне нравятся эти уроки: они дают детям возможность больше узнать о своей стране. Только на подробности остаётся очень мало времени. Сначала у нас линейка, на ней мы поём Гимн России, а потом занятие в классе, на которое остается всего 15–20 минут. Мы говорим о семье, дружбе, истории, российской науке, я включаю им видео с сайта «Разговоров о важном», но на дискуссии времени не хватает.
– Общаетесь ли вы с учениками «не по протоколу»? Можете ли запросто поговорить об окружающем мире, искусстве, творчестве, профориентации?
– Общаюсь и могу. Детям из глубинки не хватает общения, поэтому они тянутся к учителю и готовы говорить на любые темы, особенно ребятишки с ограниченными возможностями здоровья. Приходят после уроков, могут поделиться личными проблемами, если им нужно выговориться. Из наших бесед я понимаю, что дома родители с ними не разговаривают.
– Кто сейчас, на ваш взгляд, является наибольшим авторитетом для школьников?
– Семья и родители, даже если они не очень интересуются детьми, даже если семья асоциальная.
– И в заключение: чего жаждет нынешняя молодежь?
– Большинство детей жаждет мира, любви и дружбы.
Досье
Ирина Константинова. Учитель русского языка и литературы школы № 1 посёлка Жарковский Тверской области. Родилась в городке Западная Двина. Окончила Старицкое педучилище и педагогический факультет Калининского (ныне Тверской) госуниверситета. 14 лет работала учителем начальных классов и 23 года учителем русского языка и литературы в средней школе. Указом Президента РФ от 27 февраля 2023 года ей присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». Вместе с мужем вырастила сына и растит внука.