Экономические санкции «отрезали» кинотеатры от значительной части мирового кинопроката. Из-за этого зрителей всё меньше, а киноширпотреба всё больше. Как тверские кинотеатры выживают в условиях репертуарного дефицита, не закроются ли они совсем и что мы будем смотреть в будущем? В ситуации разбирался наш корреспондент.
Держаться на плаву
В Верхневолжье порядка 30 коммерческих кинотеатров, ещё около 20 работают в муниципальных клубах и домах культуры.
Каждый держится на плаву как может. Там, где есть что-то ещё, помимо кинозалов, ситуация чуть лучше. «У нас есть боулинг, за счёт него и выживаем. Если бы не он – закрылись бы, – говорит администратор ржевского кинотеатра «Октябрь» Евгения. – В апреле на 50 рублей повысили стоимость билета. Зрителей сейчас меньше, чем год назад: загруженность всех трёх кинозалов не больше 20 процентов. Но если на улице плохая погода, то людей больше».
Похожая ситуация в новоторжском кинотеатре «Проспект», открывшемся в марте 2020 года. «У нас один зал на 74 места, до санкций мы успели встать на ноги, – говорит администратор Светлана Крылова. – Когда показывали фильмы мировых кинокомпаний, зал был битком, даже билетов не хватало. У нас гибкая система скидок, но зал всё равно сейчас пустует: приходят два-три человека. Мы даже отключаем оборудование и отменяем некоторые сеансы. На плаву нас держит детская площадка с аттракционами. Если закроемся, я не знаю, куда пойдут отдыхать наши дети: кинотеатр – последний оплот культурного досуга».
Впрочем, так не везде. Администратор кимрского кинотеатра «Волга» Юлия рассказала, что этим летом ситуация даже лучше, чем год назад. «У нас два зала по 99 мест, есть возможность показывать кино в 5D. Имеется бар, в этом году открыли кафе – за счёт этого и живём. Год назад в будни за весь день приходило до 10 зрителей, а сейчас по 15-20, бывает даже по 70-80. Всё зависит от фильмов. Люди смотрят комедии, ужасы, исторические и семейные новеллы, фантастику, но больше всего их интересует кино тех студий, что ушли из России, поэтому фильмов не хватает. Мы не повышали стоимость билета, но сократили число утренних сеансов и отменили ночные. Проводим много акций, работаем с летними пришкольными лагерями и с детскими спортивными командами, которые приезжают в Кимры на соревнования».
В какой-то мере кинопрокатный бизнес выручает «Пушкинская карта», позволяющая молодёжи от 14 до 22 лет бесплатно посещать кинотеатры за счёт федерального бюджета. По ней работает большинство коммерческих кинотеатров региона, и, по оценке Светланы Крыловой, она даёт до 50% посещаемости.
Кроме того, в Твери есть несколько антикинотеатров, представляющих собой «гибрид» домашнего и массового кинозала. На огромном плазменном экране показывают 4K-кино группам людей, связанных родственными, корпоративными или дружескими узами. Вместо зрительских кресел – диваны и пуфы, есть напитки и закуски, платят зрители не за билет, а за время, проведённое здесь. Пожалуй, только эти киноцентры не пострадали от санкций, так как они не зависят от мировых премьер и прокатной лицензии.
Чем заменят Голливуд?
На днях Министерство культуры России анонсировало выход на российские экраны большого числа премьер, в основном азиатского производства. С 4 августа начался показ китайского фантастического фильма «Земля. Перезагрузка» (12+) и перевыпущенной южнокорейской ленты «Паразиты» (18+). 11 августа на экраны выйдет китайская драма «Форсаж. Китайский дрифт» (12+), 18 августа – казахский кинофильм «Русские на Мариенплац» (12+). Пойдет ли тверской зритель на них, а также на индийские, бразильские, мексиканские, иранские, нигерийские фильмы? «На мой взгляд, импортозамещение не сработает: зрители не пойдут на эти премьеры, так как привыкли к голливудским и европейским фильмам, – считает администратор антикинотеатра «Rebels» Максим. – Вероятно, они просто перестанут ходить в кинотеатры».
«Нам не хватает семейных фильмов и рекламы, – полагает администратор новоторжского «Проспекта» Светлана Крылова. – Раньше реклама голливудских фильмов фонила из каждого «утюга». Полагаю, лишённый всего этого зритель пойдёт на азиатские фильмы, ведь спецэффекты там такие же, как в Голливуде. Более того: для Голливуда их теперь делает индийский Болливуд».
Своя точка зрения есть и у тверского кинорежиссёра Павла Дроздова: «Мы столкнулись с очень сложной ситуацией, решать которую надо комплексно. В первую очередь – создавать новые российские фильмы. Их должно быть много, они должны конкурировать с потерянным западным рынком, быть кассовыми – такими, как фильм «Холоп» (12+), который собрал более 3 млрд рублей и стал самым кассовым отечественным фильмом за всю историю российского кинематографа. А для этого необходима помощь государства. Думаю, в 2023-2024 годах на экраны выйдет много разного российского кино. А пока, чтобы не закрылись две трети кинотеатров, чтобы мы не потеряли киноиндустрию совсем, нужно много-много работать, не останавливаться ни в коем случае. И ещё нужно время на то, чтобы молодой зритель, годами приучавшийся к американскому кино, принял кино азиатское – время, которое, к сожалению, сейчас работает против отечественной киноиндустрии».
Кстати
По данным Ассоциации владельцев кинотеатров, сейчас в отрасли практикуются спортивные трансляции культовых матчей, показ советских фильмов, индийское и корейское кино, сериалы, а также пиратский контент.