Тверские джипперы рассказали, чем легендарна ужасная «шишига»

Не тормози / Скриншот

Тверские джипперы рассказали, чем легендарна ужасная «шишига» или ГАЗ-66. Машину испытывали на непроходимых трассах ребята с ютуб-канала «Не тормози».

   
   

«ГАЗ-66», который прозвали «шишигой» или «шишком», выпускался с 1964 по 1999 год. К слову, почему шишига? Шишига – это почти кикимора, для которой болото – дом родной. За особую проходимость «ГАЗ-66» и получил такое наименование в народе. А ещё слово созвучно с цифрой «66».

Многие с ходу узнают легенду по форме кабины. Нет тайны в том, что делали это транспортное средство с учетом военных нужд. Предыдущий «ГАЗ-63» не устраивал автопром из-за недостаточно мощного двигателя, высокого центра тяжести, что чревато опрокидываниями, средними показателями проходимости.

Помимо устранения недостатков «ГАЗ-63», ставилась задача сделать новую модель максимально компактной при сохранении грузоподъемности в 2 тонны для облегчения переброски по воздуху.

Разработкой нового «ГАЗа» занимался коллектив Горьковского автозавода под руководством Александра Просвирнина. Своим внешним видом «шишига» обязана дизайнерам ГАЗа Льву Еремееву и Борису Лебедеву.

Самым долгим процессом, затянувшимся почти лет на семь, стал процесс поиска двигателя. Базой стал полностью алюминиевый бензиновый V8 для представительских ГАЗ-13 «Чайка» и спецверсий «Волги».  Именно благодаря ему появился ЗМЗ-53-66 с уменьшенным до 4,3 л рабочим объемом и мощностью 115 лошадиных сил. Первая серийная «шишига» сошла с конвейера в июле 1964 года.

Новый «ГАЗ» мог развить скорость до 90 километров в час, обладал развесовкой по осям в соотношении 50:50, опасный крен у «шишиги» появлялся только при повороте радиусом 25 метров на 65 км/ч, обладал увеличенным клиренсом в 315 мм, двухступенчатой раздаточной коробкой,  трансмиссией  с передний и задний межколесным дифференциалом с блокировкой, централизованной системой регулирования давления в шинах, наличием гидроусилителя руля.

   
   

В1969 году он стал первым советским автомобилем, которому был присвоен Государственный знак качества.

В последующем было выпущено ещё три вариации «шишиги». В третьем поколении увеличилась мощность двигателя и произошли ряд других изменений.

На гражданке ГАЗ-66 освоил профессии: самосвала; вахтового автобуса; платформы для бурильной установки; автовышки; пожарной машины. «Шишига» — это настоящая автоклассика.

Перелом случился во время войны в Афганистане, где стало известно, что, что при подрыве на мине шансы выжить у сидящих в кабине бескапотного грузовика близки к нулю.

На смену «ГАЗ-66» пришли «Уралы» и ЗИЛы, а потом ГАЗ-3308 «Садко». Современные водители обращают внимание на «шишигу» уже, как на раритет и машину для джипперов.

«Попробуйте переключать передачи рычагом, который находится чуть ли не за спиной, так чтобы не биться при этом локтем о заднюю стенку кабины, в ней даже делали специальную выштамповку. Далее это большой расход бензина и «баня» в летнюю жару в кабине. При этом запчасти на неё доступные, она простая. И при ней всегда что? Правильно! Невероятная проходимость», - заключили на канале.