«Строитель несёт пожизненную ответственность за объекты, к которым он причастен. Если бы я имел отношение к сегодняшнему ремонту дорог, сгорел бы со стыда. Это не работа, а халтура», - говорит заслуженный России дорожник Вячеслав Миронов.
Вячеслав Александрович сорок лет руководит кафедрой автомобильных дорог Тверского государственного технического университета. Он утверждает, что выпускает хороших инженеров. Так почему же тогда каждую весну асфальт в регионе тает вместе со снегом?
Случайные люди
Вячеслав Миронов: Причина чаще всего одна - низкое качество работ. Конечно, можно сваливать всё на перепады температур. Но в той же Финляндии или Норвегии таких проблем с дорогами нет, хотя климат там не лучше нашего. Да что далеко ходить? Посмотрите на трассу «Балтия». Это не дорога, а сказка, шёлковый путь. Ехать по ней - одно удовольствие! Совсем другой пример - направление на Осташков. Как после бомбёжки. О каком туризме можно говорить, если к Селигеру - главной жемчужине Верхневолжья - не проехать? Эти две дороги находятся внутри одного региона. Почему же такая разница? Потому что одну сделали на совесть и эксплуатируют как надо, а другую - нет.
Посмотрите, кто сегодня ремонтирует и строит наши дороги. В основном - граждане южных республик, которые у себя на родине ни одного метра асфальта не положили. Это всё равно, что человека с улицы, без квалификации отправить на такую работу, а потом спрашивать с него качество. Любым делом должны заниматься профессионалы, а не абы кто, тогда и результат будет. Спросите хотя бы у одного дорожника, который работает на улицах Твери, есть ли у него профильное образование? Из ста укладчиков асфальта будет пара человек, остальные - случайные люди.
Профи уезжают
- Неужели у нас нет своих специалистов?
- Специалисты есть, но они не востребованы. Талантливые инженеры из Твери строят дороги, в основном, за пределами области. Недофинансирование отрасли привело к тому, что выпускники дорожных факультетов идут работать не по специальности или уезжают в другие регионы. Государство загнало дорожную отрасль в угол. Заказы получают непонятные ООО - шаромыжники, у которых зачастую из всей профессиональной техники только лопата. По тендерам выигрывает тот, кто просит меньше денег.
А там, где меньше денег, - дешёвые асфальтобетон и битум, вместо дорогого щебня - гравий. Не заморачиваются они и с выравниванием ям. Зачем брать каток: постучали сверху лопатой - и будет! Галочку, что ямы больше нет, всё равно поставят. Гарантийный срок такая дорога не переживёт. Но разве это важно, если на следующий год на ремонт вновь дадут деньги? Сделать работу дёшево и одновременно качественно нельзя. Это касается любой отрасли. По дешёвке можно только схалтурить.
«Вскрытие» покажет
- Из года в год тверские дороги спасают «заплатками», но надолго их не хватает. Есть ли толк от такого ремонта или это отмывание денег?
- Если ямочный ремонт сделан по уму, он имеет право на существование. В Европе это широко практикуется, но методы исполнения сильно отличаются от наших. Там срезают более крупные участки асфальта, строго соблюдается технология. Работы получается больше, затраты выше, но результат - лучше. Когда площадь «заплатки» больше, нагрузка на дорогу распределяется равномернее, и асфальт дольше проживёт. У нас же не только «заплатки» маленькие, но и технология нарушается сплошь и рядом.
Усугубляет обстановку и перегруженность тверских дорог. По нормативу, в нашем городе должно быть минимум семь мостов, а у нас их три. Это тоже не может не отразиться на долговечности внутригородских дорог.
- Асфальт у нас кладут в любую погоду, даже в дождь. Дорожники утверждают, что так позволяют делать новые технологии. Правда ли это?
- Эта выдумка касается литого асфальтобетона. Температура схватывания у него в разы меньше, и работать с ним действительно можно даже в минус. Но на дождь и снег его «магические» свойства не распространяются. Технология такая же - яму нужно подготовить, выровнять края среза, дно тщательно вычистить и высушить. Сделать это в дождь невозможно. Сейчас ситуацию ухудшает ещё и грязь на обочинах. Снег зимой с улиц Твери толком не убирали, на нём копилась пыль. Снежные кучи растают, а вся эта «чернь» никуда не денется. Она добавится к воде в ямах, что ещё больше сократит эффективность «заплаточного» ремонта. Сомневаюсь, что кто-то будет всё это вычищать.
Миллиарды - в ямы
- Можно ли найти управу на подрядчиков, которые выполняют свою работу тяп-ляп?
- Законодательной базы у нас хватает, нам совести недостаёт. Чиновникам нужно не в креслах сидеть, а чаще выходить в народ. Когда у руля региона стоял Николай Корытков, он каждое утро начинал с объезда областного центра. Не дай бог ему на глаза попалась бы какая-нибудь яма на только что отремонтированной дороге! Шапки бы полетели! Её тут же заделали бы, а не ждали, пока она превратится в канаву.