ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ НОВЫЙ ПОЛИГОН?

   
   

Тверь ежегодно задыхается от дыма с горящей свалки, а вопрос утилизации отходов до сих пор окончательно не решён

ТВЕРЬ ГОД ОТ ГОДА ЗАДЫХАЕТСЯ ОТ ДЫМА С ГОРЯЩЕЙ СВАЛКИ, А НОВЫЙ МУСОРНЫЙ ПОЛИГОН ДО СИХ ПОР НЕ ОТКРЫТ. ЧТО ЗДЕСЬ НЕ ТАК? МОЖЕТ БЫТЬ, БЫЛИ НАРУШЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ? ЗАКОННО ЛИ ВОЗВОДИЛСЯ ОБЪЕКТ И ЧТО, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ПОСТРОЕНО НА 21-М КМ БЕЖЕЦКОГО ШОССЕ? НА ЭТИ ВОПРОСЫ ОТВЕТИЛ ИГОРЬ ПОЛЯКОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИНВЕСТОРА.

ВСЕ ДОКУМЕНТЫ - ЕСТЬ!

- Игорь Константинович, какие требования предъявляет государство к строительству такого объекта, как полигон твёрдых бытовых отходов?

- Требования очень жёсткие, ведь речь идёт об экологической безопасности и здоровье людей на много поколений вперёд. Инвесторы лучше других это понимают, они же рискуют деньгами. Вопрос обращения с отходами в России носит государственный масштаб. Президент, Государственная Дума и Правительство в последнее время ужесточают требования к полигонам.

Первое, что требует закон, чтобы участок земли, на котором строится полигон, был тщательно подобран и имел соответствующее разрешённое использование. У нас он согласован со всеми инстанциями. На акте выбора участка - более 20 согласований с подписями и печатями административных и контролирующих органов. В январе 2011 года администрация Калининского района выставила участок на открытый конкурс, в котором мы победили. За участок в бюджет района было уплачено 18 млн 650 тыс. рублей. 10 февраля 2011 года ООО "Полигон" получило свидетельство N 69-АВ 209925 о праве собственности на землю.

- Какие обязательства компания приняла на себя при покупке участка?

- Только строительство полигона твердых бытовых отходов. Другие обязательства в договоре не прописаны.

- И вы приступили к разработке проектной документации?

- Да. Это 14 томов в соответствии с правительственным Постановлением N 87 от 2008 года. На предварительных общественных слушаниях в июне 2012 года проект одобрили жители Славновского поселения, районные депутаты, тверские экологи и члены Общественной палаты области.

- Протокол об этом есть?

- Конечно. Сначала в "Российской газете", "Тверской жизни" и "Ленинском знамени" была опубликована информация о том, что в течение месяца материалы будут доступны для изучения, и адрес офиса ООО "Полигон". Любое заинтересованное лицо могло ознакомиться с проектом. Потом прошли слушания, на них присутствовало более трёхсот человек, в основном жители поселения. Лишь после этого начались подготовительные работы, предваряющие строительство, - удаление растительности, планировка участка, дороги, электрификация, строительство ограждения по периметру участка...

- Кстати, о растительности. Правда, что вы уничтожили на участке деревья, относящиеся к лесному фонду?

- Нет, неправда. Об этом можно получить справку в Министерстве лесного хозяйства области.

- А про ручей Осиновка что скажете? Говорят, там нарушена санитарная норма.

- Об этом тоже говорено-переговорено десятки раз. То же самое говорят про водозабор Иваньковского водохранилища, что нарушена природоохранная зона. Это всё неправда. Есть разъясняющее письмо о том, что полигон находится в разрешённой зоне. Есть заключение Государственной экологической экспертизы, где установлено, что расстояние до ручья Осиновка соответствует санитарным правилам и нормам. Написано чёрным по белому с синей печатью, а кто не верит, может открыть СанПиН. Но эту неправду продолжают повторять на всех так называемых "круглых столах" и в некоторых средствах массовой информации.

- Кто и зачем?

- Это отдельный разговор.

БЕЗ ВРЕДА ДЛЯ ЭКОЛОГИИ

- Хорошо. Что было дальше?

- По закону проект представили в Росприроднадзор для государственной экологической экспертизы. Её проводила комиссия в составе десяти госэкспертов. "Экспертной комиссией установлено соответствие представленной проектной документации требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды" - это выписка из письма Росприроднадзора "О завершении государственной экологической экспертизы" N СМ-08-01-32/3524 от 12 марта 2014 года. Это один из самых важных документов. В нём как раз говорится обо всех реках, ручьях, водохранилищах, лесах, животных, воздухе, почве и т.д. Он подтверждает, что если по такому проекту будет построен полигон, он не нанесёт вреда окружающей среде.

- То есть данная экспертиза подтверждает экологическую безопасность проектных решений?

- Совершенно верно. После этого начинается второй этап государственных согласований - проект передается в Главгос-экспертизу, где экспертная комиссия в составе семнадцати человек устанавливает соответствие проектных решений строительным нормам и правилам. В результате работы экспертов 06 июня 2014 года проект получает положительное заключение N 326-14/СПЭ-2225/02. Теперь у нас два государственных документа: Росприроднад-зор подтвердил экологическую безопасность проектных решений, а Главгосэкспертиза - правильность инженерно-технических решений. Эти документы позволяют строить объект.

- И вы начали его строить?

- Да. Точнее сказать, продолжили, так как работы некапитального характера, которые можно было производить, уже шли.

- Кто был подрядчиком?

- Тверские строители с большим опытом работы. Наша принципиальная позиция - привлекать местные производительные силы. Предприятие ООО "Полигон" мы тоже зарегистрировали в Твери, налоги платим в тверской бюджет. На-

лог на землю, например, платим в Славновское поселение. Когда предприятие начнёт работать, мы переведём в бюджет поселения все налоги, предусмотренные законодательством. Это около 3 млн руб. в год. Такое обязательство мы давали на общественных слушаниях и будем его выполнять. Это серьёзная прибавка к бюджету поселения, более 30%.

Такие поступления позволят поселению входить в областную программу, по которой, согласно закону, 80% расходов на поселковые программы возьмёт на себя бюджет области. Это может быть газификация, водоснабжение, дороги или другие коммунальные программы.

- А другая помощь поселению, как сейчас говорят, "социальная ответственность бизнеса", будет?

- Конечно, как же без этого, на социальную сферу будет направлена часть средств из баланса предприятия.

СТРОИЛИ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ

- Хорошо. Вернёмся к строительству. Вот вы построили объект, а чем подтверждается, что построено именно то, что согласовано с Росприроднадзором и Главгосэкспертизой?

- Третий важный документ, подчеркиваю, государственный - заключение Ростехнадзора. Этот государственный орган 27 августа выдал нам заключение N 5.4-2538-пр-Зк/0035-2014 о том, что построенный объект соответствует проектной документации.

- Теперь давайте поговорим о самом объекте. Выглядит он прилично, по-европейски...

- Все, кто приезжал на полигон для заключения договоров, а это и крупные производители

отходов, и организации, занимающиеся перевозкой отходов, и предприятия по переработке вторсырья, и представители администраций других областей, приезжавших обмениваться опытом, - в один голос утверждают: такого современного полигона в Центральном федеральном округе они не видели. Есть очень хорошие полигоны, например, в Нижнем Новгороде и Владимире, но техническая оснащенность и состав оборудования у нас не хуже.

- Чем же новый полигон отличается от свалки? В чём его достоинства?

- Их много, например, карта захоронения отходов. Это прямоугольный котлован с вмонтированным в него пластиковым экраном той же формы. Такой экран называется геомембрана. Она изготовлена в Канаде ведущим мировым производителем Solmax по технологии HDPE. Выпускается специально для полигонов, локализации свалок и гидроизоляции тоннелей, на гидроэлектростанциях. В мировой практике используется более 40 лет. Главное достоинство материала - впечатляющий срок службы - более 100 лет. Даже как-то странно говорить о таких сроках, но немецкие эксперты после лабораторных исследований подтвердили гарантии производителя.

- А на других полигонах этой геомембраны нет?

- На многих свалках точно нет, на то они и свалки, а на некоторых полигонах уже появляются. Это не дёшево, но зато есть уверенность, что фильтрат не поступит в почву и грунтовые воды.

ПРОЩАЙ, ЗОНА ВОНИ!

- На объекте приняты существенные меры пожарной безопасности. Означает ли это, что от него не будет идти запах дыма?

- То, как горит свалка, постоянно ощущают все тверичане, хотя она находится на расстоянии 15 км от центра города. Дым не только тошнотворный, но и вредный для здоровья. Такое происходит потому, что на свалке очень трудно обеспечить все предусмотренные противопожарные мероприятия. А на полигонах это возможно, особенно на тверском, так как он обладает двумя механизмами, предотвращающими возгорание. Они уже стали предметом зависти коллег по отрасли.

Один из них - немецкий измельчитель крупногабаритных отходов Hammel. Он позволяет дробить строительный мусор, включая бетонные блоки, до фракции 40 мм. В нём можно раздробить малолитражный автомобиль или телеграфный столб, не говоря уже о старых холодильниках, оконных рамах, диванах и прочем. В городе, например, есть проблема с утилизацией старых сгоревших домов. Или другая - куда каждый год девать сотни тысяч кубометров обрезанных веток? Понятно, на свалку, но их нельзя просто сгружать, они создают условия для пожара. Их нужно перерабатывать, например, в щепу и использовать при озеленении в городском хозяйстве. Это может делать Hammel: он не только ветки, а целые деревья превращает в щепу.

Другой механизм - 29-тонный финский каток-уплотнитель Tana, позволяющий достигать плотности захоронения отходов до 0.9 т/м3 даже зимой. Пожары на свалках происходят по разным причинам, но главное условие горения, как мы все знаем, - наличие кислорода. Из-за того, что на свалки без предварительной подготовки вываливают всё подряд, включая крупногабаритный мусор, образуются пустоты с воздухом, который и позволяет происходить процессу горения. Например, выгрузили на свалку диван или старый холодильник, мойку, оконную раму или дверь, а сверху - пару машин веток. Плотно это не ляжет, обязательно образуются пустоты. Сколько бы сверху мусора не валили, пустоты остаются на годы вперёд. Воздух в них будет поддерживать горение, если оно произойдёт. В итоге на старых свалках образуются целые тлеющие пещеры и горящие тоннели длиной в сотни метров. Это очень похоже на горение торфяников.

- В чём же ваш секрет, почему на полигоне гореть не будет?

- Представьте себе, что бункер с крупногабаритным мусором, который стоит у вас во дворе, со всеми этими шкафами и дверями, прибыл на наш полигон. Первое, куда этот мусор попадёт, - в измельчитель Hammel. Он раздробит его до размера спичечной коробки. Размельчённый мусор бульдозеры, а их на полигоне два, сдвинут на карту складирования отходов, а Tana своим многотонным катком уплотнит его до такого состояния, что выдавит практически весь воздух. Далее через каждый метр уплотнённого мусора насыпается 20-25 см глины, и по ней опять проходит каток, чтобы герметизировать лежащие под глиной отходы. Всё это обеспечивает такую плотность размещения отходов, что воздушных пустот не образуется. Вот и весь секрет.

- Похоже, от пожаров на полигоне Тверь защищена. Вы сами придумали такую технологию?

- Нет, это написано в единственной существующей инструкции по эксплуатации полигонов, утверждённой Минстроем и Роспотребнадзором России. Правда, там техника попроще. Когда писался этот документ, в нашу страну такое оборудование не поставлялось.

ЛИЦЕНЗИЮ ПОЛУЧИЛИ

- Вернёмся к разрешительной документации. Согласования закончены?

- Почти. Роспотребнадзор выдал положительное заключение N 69.01.01.000.М.0003 от 29 октября 2014 года о том, что здания, сооружения и оборудование на объекте "соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам", а Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области своим письмом от 16 декабря 2014 года N 10010-05 согласовало порядок производственного контроля.

Вот теперь всё! На основании этих документов ООО "Полигон" получило долгожданную лицензию N 00121 "На осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности". 18 февраля нашу организацию внесли в "Государственный (реестр объектов размещения отходов". Для Твери это, может быть, самое главное, поскольку с 1 июня только организации, внесённые в Реестр, смогут принимать отходы населения. Остальные предприятия, принимающие мусор, должны быть закрыты.

- Проделанная работа впечатляет. Все документы выложены на сайте?

- Да. Ещё на полигоне предусмотрена круглосуточная веб-трансляция. Камера будет показывать через интернет всё, что будет происходить, и любой человек сможет это видеть онлайн. Теоретически полигон уже можно эксплуатировать. Сейчас согласовываем тариф.

- Тариф на вывоз мусора вырастет?

- Незначительно. До согласования с Региональной энергетической комиссией Тверской области конкретную сумму назвать трудно. По закону именно она утверждает коммунальные тарифы.

- Скажите хотя бы примерную цифру удорожания...

- Её можно сравнить со стоимостью пачки сигарет. Хотя это и не очень хорошее сравнение, но зато оно понятно каждому.

- Хорошая получается шутка: пожертвуй одной пачкой сигарет в месяц, и небо над Тверью станет чище!

- Да, хорошая. И полезная для здоровья. Сейчас в Твери, наверное, самый низкий тариф по России - 31 руб. за кубометр отходов. Его утвердили ещё в 2012 году. В районных городах Верхневолжья он, как правило, значительно выше. При этом тариф дороже обычно на старых свалках, где отсутствует экологическая безопасность и нет необходимого оборудования.

- Мне кажется, тверичане всё-таки платят больше.

- Жители платят не за размещение отходов на полигоне или свалке, а ещё и за то, что мусор вывозит мусоровоз. "Наш" тариф, полигонный, утверждает Региональная энергетическая комиссия, а цену за перевозку никто не утверждает. Её назначают организации, которые перевозят мусор в мусоровозах. Они работают как такси и к захоронению отходов не имеют никакого отношения. Это транспортная услуга, мусоро-такси, так сказать.

- Какое отношение у РЭКа к вопросу тарифа на новый тверской полигон?

- У РЭКа позиция государственная: полигон нужен, свалка - это плохо, но тариф должен быть доступным для населения.

БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ

   
   

- Каков же выход?

- Нужно соблюсти баланс интересов. Мы готовы включить в тариф минимальную норму прибыли, но все капитальные вложения по строительству полигона нужно компенсировать. Мы же у государства не взяли ни копейки бюджетных средств! Все вложенные средства - это инвестиции, кредиты, их нужно возвращать. Да и эксплуатация стоит денег. Электроэнергия, горюче-смазочные материалы, ремонт и техобслуживание, экологический мониторинг, просыпка изолирующим слоем грунта, зарплата, спецодежда... Всё стоит денег.

- Какой, с вашей точки зрения, должна быть

позиция региональной власти в этом вопросе?

- На наш взгляд, власть может помочь в формировании положительного имиджа полигона и высказать своё мнение о необходимости открытия нового полигона и обоснованного повышения тарифа. Мы готовы представить все необходимые документы по произведённым расходам. Дело ведь благородное, ради здоровья людей, ради природы, будущих поколений.

Насколько мы понимаем, жители Твери "голосуют" за полигон. Мы чувствуем, что нас поддерживают общественные организации, экологи, медики. Все устали от вонючего дыма, особенно летом, в жару. Это невыносимо даже здоровым людям. Что уж говорить о младенцах, стариках, беременных женщинах, людях с сердечно-сосудистымизаболеваниями и органов дыхания! Поэтому вопрос находится на контроле у губернатора.

- Почему же появилась такая потребность в поддержке со стороны органов власти? Вам ведь никто не противодействует. Что же вам мешает?

- Ничего не мешает. Сейчас будем подавать документы в РЭК, но хотелось бы всё же поддержки и от населения, и от Тверской городской Думы, и от администрации города. Мы же русские люди, общинные.

- Тогда ещё один вопрос по существу: сортировка или переработка мусора на полигоне будут?

- Конечно, но только после того, как он заработает. Мы и области это обещали в своё время. Но сейчас вкладывать деньги в неработающее предприятие экономически нецелесообразно.

КСТАТИ

КАКИЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ НА ОБЪЕКТЕ?

1. По периметру полигона размещено шесть наблюдательных скважин, позволяющих контролирующим органам осуществлять мониторинг состояния грунтовых вод вокруг объекта.

2. При въезде установлены приборы радиационного контроля, предотвращающие поступление радиоактивных грузов.

3. Для защиты внешней территории в периодэкстремальных паводков по периметру полигона построен ограждающий канал. Это сделано для того, чтобы во время сильных

дождей потоки воды не попали на полигон.

4. Смонтированы очистные сооружения избыточного ливневого стока "Дамба".

5. Есть резервуар для сбора избыточного фильтрата. Он создан, чтобы фильтрат, образовавшийся сверх нормы, откачать в этот резервуар и вывезти на обеззараживание.

6. На выезде расположен пункт мойки колес с дезинфекционным барьером, чтобы выезжающие машины не разносили грязь по трассе.

7. Устроен противопожарный пруд объёмом более 5 тыс. м3.

СПРАВКА

Полигон получил три самых важных документа:

- от Росприроднадзора,

- от Главгосэкспертизы,

- от Ростехнадзора. Документы выложены на

сайте ООО "Полигон" tbo-operator.ru. Информацию о них также можно найти на официальных сайтах этих федеральных государственных органов.

ФАКТЫ

ТАРИФ НА ВЫВОЗ МУСОРА В КАШИНЕ - 178 РУБ., В СЕЛИ-ЖАРОВЕ - 116 РУБ., КРАСНОМ ХОЛМЕ - 126 РУБ., В КОНАКОВО - 111 РУБ. ЗА КУБ.

ДОСЬЕ

Игорь ПОЛЯКОВ родился в 1954 г. в Москве. Имеет два высших образования. С 1990 г по настоящее время работает в банках: Мосбизнесбанк, Ростелеком-банк, Капиталкредит, Межтоп-энергобанк.

Смотрите также: